Легендарный Jeep Willys — лидер и основоположник рынка американских джипов

Виллис (Willys MB) – американский армейский джип повышенной проходимости, появившийся во времена Второй мировой войны. Это один из самых знаменитых

Willys MB

Willys MB на Викискладе

Общие данные

ПроизводительWillys-Overland Motors/Ford Motor Company[1]
Годы пр-ва1941—1945
Иные обозначенияFord GPW

Дизайн

Компоновкапереднемоторная, полноприводная

Двигатели

Willys L134 (англ.)русск.

Марка:Willys L134 (англ.)русск.
Тип:Бензиновый
Объём:2 199 см3
Максимальная мощность:60 л. с., при 3600 об/мин
Конфигурация:рядный, 4-цилиндр.
Цилиндров:4
Клапанов:8
Макс. скорость:104 км/ч
Расход топлива при смешанном цикле:12 л/100 км
Диаметр цилиндра:79,37 мм
Ход поршня:111,12 мм
Степень сжатия:6,48
Система питания:Карбюратор
Охлаждение:жидкостное
Клапанной механизм:SV
Материал блока цилиндров:чугун
Материал ГБЦ:чугун
Тактность (число тактов):4
Порядок работы цилиндров:1-3-4-2
Рекомендованное топливо:Б-70

Трансмиссия

3-ступенчатая механическая

Характеристики

Массово-габаритные

Длина3335 мм
Ширина1585 мм
Высота1830 мм
Клиренс220 мм
Колёсная база2032 мм
Колея задняя1230 мм
Колея передняя1230 мм
Масса1220 кг

На рынке

Предшественник
Willys MA
Преемник
Преемник
Willys M38, Willys MC
Похожие моделиBantam BRC40 DGME Ñandú, ГАЗ-64, УАЗ-469

Другое

Грузоподъёмность250 кг
Объём бака57 л

Willys MB (Виллис)

— американский армейский автомобиль повышенной проходимости времён Второй мировой войны. Серийное производство началось в 1941 году на заводах компаний Willys-Overland Motors и Ford (под маркой Ford GPW).

Содержание страницы

История

В мае 1940 года армия США сформулировала основные требования к лёгкому командирскому разведывательному автомобилю. Эти требования были настолько жёсткими по срокам, что в конкурсе приняли участие только фирмы Willys-Overland Motors и American Bantam, которая в начале сентября 1940 года показала первый прототип своего внедорожника. Конкуренцию ему составляли прототипы машин повышенной проходимости от компаний Ford и Marmon-Herrington[1].

Получившаяся машина оказалась тяжелее заданных величин. Фирма Willys, объявив указанные технические требования и сроки их выполнения нереальными, попросила для осуществления своего проекта более тяжёлого автомобиля 75 дней. Willys, имея полную информацию об автомобиле конкурента, скопировал черты внешнего облика прототипа Bantam[2]. Через несколько лет это было зафиксировано юридически, но к тому времени American Bantam прекратила своё существование. С опозданием в конкурс включилась фирма Ford с автомобилем «Пигмей», который и победил в первоначальном этапе конкурса[3]. В начале 1941 года комиссия под председательством президента Рузвельта сформировала окончательные требования и приняла решение выдать каждой из трёх фирм заказ на пробную партию из 1500 автомобилей. Выпуск Willys MA начался в июне 1941 года. Вступление США во Вторую мировую войну заставило военное ведомство США дать указание срочно развернуть массовое производство новых автомобилей.

Вопреки надеждам компании Ford 1 июля 1941 года за основу был принят модернизированный Willys MB. Willys-Overland Motors выпустила последний автомобиль Willys MA 18 ноября 1941 года, построив с нарушением сроков оговорённые 1500 шт.[2], и приступила к серийному производству модели Willys MB на заводе в Толидо, штат Огайо. Потребности вооружённых сил и поставок по ленд-лизу превышали производственные возможности Willys-Overland, поэтому государственные закупочные структуры, не без участия военно-промышленного лобби, провели в келейном порядке конкурс на альтернативного поставщика, которым по никому не разъяснявшимся причинам была избрана компания Ford. Компания Bantam, боровшаяся за свою долю в производстве джипов модели MB, осталась в оффсайде, а к 1956 году в отсутствии крупных заказов обанкротилась и была поглощена конкурентами[1]. Завод Ford приступил к выпуску Willys MB (под индексом Ford GPW) только в начале 1942 года[3]. С учётом фордовских копий всего был выпущен 659 031 автомобиль Willys MB.

Поступив в войска союзников, Willys быстро приобрел огромную популярность. В Красную армию «Виллисы» массово поступали по ленд-лизу с лета 1942 года (наряду с Willys MB в СССР через Англию была поставлена практически вся партия Willys MA — 1553 экз.) и сразу же нашли себе применение как командирские автомобили и тягачи 45 мм противотанковых пушек. Всего до конца войны в СССР было поставлено около 52 тысяч машин[2]. С 20 мая по 10 июля 1943 года три автомобиля Willys MB проходили испытания под Кубинкой и показали себя очень хорошо[источник не указан 2610 дней

].

  • Запас хода по шоссе (км): 475
  • Шины: 6.00-16″

По ленд-лизу в Советский Союз поставлялись не только боеприпасы, военная техника, лекарства и сырье, но и автомобили. В памяти сразу же всплывают легендарные «Студебекеры» и, наверное, самый узнаваемый внедорожник Второй мировой войны — Willys.

Как создавался Willys

История внедорожника Willys началась в 1940 году, когда огонь мировой войны захватывал все новые и новые страны. США выступать в конфликт не торопились, но к боевым действиям активно готовились. По одной из легенд, именно тогда Пентагон распорядился создать маневренный внедорожник, который подходил бы как для разведки, так и для перемещения командного состава.

Выполнением армейского заказа на конкурсной основе занялись сразу три американские компании: American Bantam, Willys-Overland Motors и Ford. Но успех в этом деле сопутствовал именно небольшой , которая потратила на создание первого прототипа всего 49 дней. Внедорожник Bantam BRC 40 армейскому руководству понравился, однако большие сомнения у военных вызвали промышленные мощности компании из Пенсильвании. Тогда, по одной из версий, армейское командование просто передало необходимые чертежи и документацию «Виллису» и «Форду» для создания собственных внедорожников. Также есть мнение, что инженеры этих автомобильных гигантов участвовали в совместных испытаниях Bantam BRC 40 и просто скопировали ряд конструктивных особенностей этих машин.

По теме:

Тест-драйвы 20 июня 2020 Сержант Америка. Тест-драйв Jeep Renegade и Willys MB

Статьи 22 июня 2011 От «джипа» до «пигмея»: легковушки Второй мировой

Как бы то ни было, но вскоре «Виллис» выпускает свой внедорожник МА, а инженеры Ford показывают модель Pygmy. Стоит признать, что все три варианта автомобилей были почти идентичными и отличались лишь мелкими деталями. Контракт в итоге был подписан с Willys. А одним из ключевых факторов стала самая низкая себестоимость производства этой машины.

Что касается Bantam, то он все же решился выпустить BRC 40 партией в 2605 единиц. Внедорожники в армию США не поступили, но были отправлены союзникам по программе ленд-лиза. В 1941 году небольшая партия машин, получивших ласковое прозвище «бантик», оказались и в СССР. По утверждениям некоторых историков, на начальном этапе войны внедорожники активно использовались охраной Георгия Жукова, во время его перемещения по фронтам.

Фото: autowp.ru

Почему он был особенным

Сразу после улаживания необходимых формальностей Willys запускает на своем заводе производство модели Military серии В. Сборка машины стартовала в ноябре 1941 года, в это же время войска Вермахта уже подходили к Москве.

Автомобиль массой в 1020 кг вмещал четверых человек и при желании мог транспортировать легкое артиллерийское орудие. Внедорожник на основе лонжеронной рамы оснащался четырехцилиндровым бензиновым двигателем объемом 2,2 литра и трехступенчатой коробкой передач от легковой модели Overland. Мощность двигателя составляла 60 л. с., а максимальная скорость на хорошей дороге могла достигать 105 км в час. Отличительными особенностями внедорожника стало отсутствие дверей, тент вместо крыши, капот, откидывающийся на лобовое стекло, и особая конструкция фар, которая позволяла их снимать для подсветки во время ремонта автомобиля. До самого конца войны внедорожник регулярно модернизировали: у машины меняли радиатор, увеличивали объем топливного бака, а также устанавливали новые аккумуляторы и амортизаторы.

Фото: autowp.ru

Достаточно быстро стало ясно, что самостоятельно Willys с заказом военного руководства страны не справляется. Помощи пришлось просить у конкурентов из Ford, которые охотно взялись за дело. Условие было одно: копии Willys должны сходить с их предприятия только с шильдиком детища Генри Форда. Так появилась модель Ford GP.

По одной из версий, аббревиатура GP означает government purchases, что переводится как «государственный заказ». По другой — GP расшифровывается как general purpose, что означает «общего назначения». Считается, что именно от букв «джи» и «пи» и происходит слово джип.

Фото: autowp.ru

Как Willys попал в СССР

Летом 1942-го в рамках ленд-лиза автомобили Willys через порты Мурманска и Архангельска начали поступать в Советский Союз. Кстати, вместе с новенькими Willys MB американцы передали и практически всю партию версий MA, которые не пригодились американской армии. Всего до конца войны США поставили в СССР около 52 000 внедорожников. Большинство машин прибывали в порты в собранном виде. Кроме этого, доставлялись и машинокомплекты, которые собирались на специальных площадках в советских городах.

В Красной армии «Виллисы» использовались как командирские автомобили, а также в качестве тягачей для 45-миллиметровых противотанковых пушек и минометов. Часто внедорожник служил санитарной или связной машиной. Надо сказать, что ничего подобного у немцев не было.

Наиболее близким аналогом может считаться полноприводный Tempo G1200. Этот автомобиль оснащался двумя двухцилиндровыми моторами по 19 л. с., которые приводили в движение свою пару колес. Сверхпроводимый автомобиль использовался в качестве патрульной, разведывательной и штабной машины, однако широкого распространения в армии не получил.

Фото: autowp.ru

Легенда о кожаном плаще

Один из самых устойчивых мифов про автомобили «Виллис» связан с историей о неких кожаных плащах-пальто, которые якобы поставлялись с американскими машинами. По легенде, этот элемент одежды предназначался для шоферов, однако пользовался большой популярностью у командующего состава и чаще всего оказывался именно у него. Миф оказался очень живучим: дошло до того, что на каждой военной фотографии исследователям стали мерещиться именно эти пресловутые ленд-лизовские «кожпальто» для водителей.

Однако в эпоху интернета обнаружилось, что никаких упоминаний о плащах нет ни в руководстве к машине, ни, что самое главное, в паковочных листах на внедорожник. Это очень странно, потому что в этих документах американцы скрупулезно указывали каждый винтик присылаемого в СССР автомобиля. Поэтому мы искренне сомневаемся в достоверности истории о плащах для советских водителей.

Фото: autowp.ru

Мнения современников

«Виллисы» на фронте получали разные оценки. Участники войны отмечали хорошую проходимость внедорожников, а также легкость в ремонте. Одновременно в литературе встречаются жалобы на низкий ресурс машины и ее ненадежность.

Впрочем, удивляться этому не приходится — часто «американца» приходилось заправлять некачественным бензином, а в условиях войны внедорожник нередко использовался для перевозки или буксировки грузов, масса которых значительно превосходила установленные нормы. По мнению некоторых фронтовиков, по надежности «Виллис» уступал еще одному американскому внедорожнику — Dodge WC, который также поставлялся в СССР по ленд-лизу.

Фото: autowp.ru

Willys маршала Конева

Наверное, самым известным обладателем внедорожника «Виллис» стал маршал Иван Степанович Конев. Вообще советский военачальник во время войны предпочитал передвигаться на отечественном ГАЗ-61-73. Однако во время знаменитой встречи на Эльбе американский генерал Брэдли подарил своему советскому коллеге «Виллис» с надписью на капоте: Commander in chief marshall Konev.

«По окончании церемонии вручения награды мы вышли вместе с Брэдли из особняка на свежий воздух. Я знал, что Брэдли собирается подарить мне на память «Виллис», доставленный из его ставки прямо на самолете. Со своей стороны, я тоже приготовил ему личный подарок — строевого коня, который следовал за мной всюду с лета 1943 года, когда я вступил в командование Степным фронтом», — вспоминал прославленный маршал.

Фото: Александр Коньков / Фотохроника ТАСС

Послевоенные годы

В СССР после войны огромное количество военной техники отправилось в сельские хозяйства и другие предприятия страны. Отправки в глубинку не избежали и знаменитые «Виллисы». Например, американские внедорожники возили председателей колхозов и работников местной номенклатуры.

В США армейские подразделения продолжили использовать «Виллисы» и после войны. Однако новых внедорожников они практически не закупали — запаса машин со времени войны вполне хватало. Тогда компания Willys Overland решила приспособить свой внедорожник к выполнению гражданских функций. Такой автомобиль получил название CJ-2, а на специальной медной табличке красовалась надпись Jeep, но это уже совсем другая история.

Фото: autowp.ru

«Гражданский джип»

Основная статья: Jeep CJ

В 1944 году на базе «Willys MB» был разработан гражданский внедорожник CJ1A

(
СJ
— Civilian Jeep), а в 1945 году его улучшенная модификация
CJ2A
. Модель
CJ3A
послужила базой для создания в 1950 году армейского внедорожника М38. Военные серии «Willys MD» послужили основой гражданским внедорожникам
CJ5
/
CJ6
, производившимся с середины 1950-х до начала 1980-х годов, а также более поздним моделям конца 70-80-х годов
CJ7
,
CJ8
Scrambler и
CJ10
, производство которых завершилось в 1986 году. По лицензии Willys модели
CJ3B
и
CJ5
/
CJ6
еще с начала 1950-х годов начали производить в Японии (Toyota, Nissan и Mitsubishi), а также в Индии (Mahindra & Mahindra), Южной Корее (SsangYong и Kia) и ряде других стран.

Через всю страну на дизельном Willys

Прохватить по легендарной трассе «66» на не менее легендарном автомобиле это настоящая мечта, которую воплотил в жизнь хозяин этого Willys , Дэниэл Бак. Интересная поездка на Willys планировалась еще с момента покупки, а тут еще свадьба двоюродного брата в Северной Каролине , да большой отпуск на работе и осталось-то совсем немного- настроить топливную аппаратуру на дизельном двигателе Kubota и можно отправляться в путь!

Дизельном двигателе? Да, вы не ослышались. Не очень тривиальное решение, не так ли? Установить маленький японский дизельный двигатель объемом 2.2 L на раритетный Виллис 1946 года выпуска , имея возможность «свапнуть» LS-3 или что-то другое, расово верное… Но, нет! Хозяин-барин!

Для стыковки этого дизеля с 4-х ступенчатой трансмиссией Т-98 был использован переходник Overland Diesel. Педальный узел остался родным, были изменены лишь тяги управления сцеплением. Вестгейт настроен на избыток 15Psi и в системе отсутствует интеркулер. Хозяин утверждает, что на скорости 100-110 кмч расход топлива составляет около 8 литров.

Раздаточная коробка Т-18 осталась на своем месте, лишившись лишь барабанного тормоза. Передний мост Dana 44 имеет ГП 4.10 и штатный LSD. Задний мост тоже Dana 44, оснащен 9-дюймовой парой от Currie и блокировкой Yukon Zip Locker и ГП 4.10 соответственно. Задний мост немного смещен назад относительно штатных креплений. Таким образом изменилась база и управлять автомобилем стало намного комфортнее. Особых наворотов не планировалось с самого начала. Каркас безопасности и тент были сделаны под свои нужды. Вообще, весь спартанский вид этого гражданского Виллиса CJ-2A никак не даёт нам задуматься о том, что он гражданский. Это настоящий вояка, настоящий и честный.Небольшой лифт в 2 дюйма за счет рессор Atlas, покрышки BFGoodrich 33×10.5R15 KM2 на дисках размерностью 15х6 от фирмы Wheel Vintiques — вот, пожалуй, всё…

Полевые испытания не выявили особых «косяков». После покатушек Friday Flatfender Run, на которых собираются все любители Виллисов и Сиджеев, было решено ехать в Северную Королину. На момент полной обкатки на одометре был пробег 2000 миль. В начале июля этого года, Дэниэл стартовал из Лонг Бич, штат Калифорния и успешно добрался до финишной точки ! Следующая цель-покорить Аляску…

1 из 11

по материалам: Fourwheeler

Послевоенные армейские модификации

  • «Willys MC», обозначение М38 (1950—1953 гг.) — армейская модификация гражданской модели CJ3A. Получил лебедку, усиленную ходовую часть, шины размером 7.00-16, цельное лобовое стекло, 24-вольтовое электрооборудование. До 1953 года изготовили 61423 таких машин, в выпуске также участвовал канадский .
  • «Willys MD», обозначение М38А1 (1952—1957 гг.) — более солидный вариант «Виллиса-MС» Отличался верхнеклапанным двигателем «Харрикэйн» (Hurricane), развивал мощность 67 л.с. Внешне отличался более высоким расположением капота, удлиненной колесной базой — 2057 мм, широкими шинами размером 7.50-16 и увеличенными размерами. «Виллис» выпускал этот джип до последних дней своего существования. Выпущено 101488 экземпляра. Параллельно в 1955—1982 гг. выпускалась гражданская модель CJ5 и её модернизированный вариант CJ7 выпускался в 1976—1986 гг.
  • М38А1С — усиленное шасси, использовалось для установки безоткатных орудий, зенитных пушек и противотанковых ракет.
  • «Willys MDA» (1954 г) — длиннобазный 6-местный джип (база 2565 мм). Гражданская длиннобазная модель CJ6 производилась в 1955—1978 гг.
  • М606 (1953 г.) — армейская модификация гражданской модели СJ3В с верхнеклапанным 62-сильным мотором, предназначен для экспорта и сборки по лицензии.
  • Первый прототип внедорожника.
  • Bantam BRC 40.
  • ЧК-М1 на «Виллисе» ВДВ ВС СССР.
  • M38A1.
  • M606 в Колумбии.

Willys MB

Во время Великой Отечественной войны американская автомобильная марка Виллис стала в нашей стране именем нарицательным — этим словом называли машины невиданного прежде в Советском Союзе типа.

История марки Willys началась в 1908 году в штате Индиана, когда Джон Виллис, решив сделать бизнес на продаже автомобилей, вложил свои средства в небольшой автозавод Overland. Через несколько лет марка Willys Overland заявила о себе началом конвейерного производства недорогих автомобилей — в этом Д.Виллис взял пример с Генри Форда. В 20-30-е годы компания Willys стабильно выпускала легковые автомобили различных моделей, но ее дела не всегда шли успешно. Особенно много проблем было у Willys в результате кризиса «Великой депрессии». Звездный час этого предприятия наступил с началом Второй мировой войны, когда его администрация приняла решение участвовать в объявленном командованием американской армии конкурсе на лучшее малогабаритное транспортное средство повышенной проходимости.

Военные разослали предложение к сотрудничеству более ста американским фирмам, но только три автомобилестроительных компании — American Bantam, Ford Motor и Willys Overland — решились разрабатывать машины, соответствующие техническому заданию, чтобы выставить их на конкурс. По требованиям командования новый автомобиль должен был развивать максимальную скорость не менее 80 км/ч, преодолевать брод до 29 см, обладать углом въезда 45 и углом съезда 35 градусов, иметь снаряженную массу всего 585 кг, но при этом перевозить на себе не менее 270 кг. А главное он был обязан обладать новым для мирового автомобилестроения тех лет приводом на все на четыре колеса. Регламентировались также колесная база 2032 мм, колея 194 мм и дорожный просвет 60 мм. Интересно, что массу автомобиля сам заказчик не раз пересматривал как в меньшую, так и в большую сторону.

Опередив конкурентов, в сентябре 1940 года опытный образец автомобиля представила компания Bantam. Через два месяца свои прототипы завершили Willys Overland и Ford Motor. Первые варианты существенно отличались от будущих серийных автомобилей. Модель Willys называлась Quad (Четверть), модель Ford — Pigmy (Пигмей). К лету 1941 года все три автомобиля прошли испытания в армии США, и были признаны пригодными к принятию на вооружение.

Кстати, образец фордовского «Пигмея» вскоре после своего появления на свет попал в СССР на испытания, и конструктор ГАЗа Виталий Грачев написал руководству докладную записку о преимуществах автомобиля «Пигмей» перед мотоциклом с коляской, о необходимости создания отечественной модели подобного типа. В результате, в Советском Союзе в предвоенные месяцы 1941 года состоялся такой же конкурс, как в Америке — в нем участвовали ГАЗ и НАТИ. Горьковский прототип ГАЗ-64 создавался под руководством В.А. Грачева, а Ведущим конструктором московского варианта НАТИ-АР стал А.Ф. Андронов, будущий Главный конструктор завода МЗМА.

Тем временем, в первые месяцы 1941 года компания Willys Overland доработала свой прототип, и новый вариант МА (в современных источниках эта аббревиатура обычно расшифровывается как «Military, модель A») американские военные признали лучшим из трех образцов. Он же обладал самой низкой ценой 738 долларов 74 цента.

Однако, армии требовалось большое количество автомобилей в кратчайший срок, поэтому заказ разместили на всех трех фирмах. Компания American Bantam владела автозаводом небольшой мощности, поэтому сумела выпустить совсем немного — всего 2605 экземпляров оригинальных автомобилей Bantam BRC40 конструкции Карла Пробста. Правда, часть этих машин была поставлена даже в Красную армию. Среди советских военных машины «Бантам» получили прозвище «Бантик». Оценив ограниченность своих производственных мощностей, фирма Bantam решила сделать бизнес на поставке в армию грузовых прицепов к машинам конкурентов Willys и Ford, и перешла на их выпуск.

В то же время Willys освоил окончательный вариант своего автомобиля с индексом МВ («Military, модель В»). Она отличалась от МА фарами, установленными не отдельно на крыльях, как было принято в те годы, а перенесенными за облицовку, под капот. Фары поставили на поворотные кронштейны. В случае ремонта двигателя ночью, фару стало можно повернуть вокруг своей оси и навести свет на двигатель. Также немного увеличились длина и ширина машины. Традиционная для американского автопрома смена модельного года один раз коснулась и Willys МВ. Модернизированный вариант 1942 года отличался от предшественника 1941 года штампованной облицовкой вместо набранной из полос и дополнительной фарой на левом крыле.

В то же время концерн Ford Motor company решил не терять выгодный заказ на массовое производство необходимых во время войны автомобилей. Но военные соглашались закупать строго одинаковые стандартные машины. Поэтому Ford пришлось купить у Willys лицензию на производство модели МВ. С конвейера в Детройте идентичный автомобиль пошел под маркой Ford GPW. Первые две буквы этого обозначения породили разговорное слово «Джип».

Все машины всю войну оснащались 4-цилиндровым двигателем 441/442 разработки Willys. Он обладал солидной мощностью и внушительным крутящим моментом при нижнем диапазоне оборотов. Это существенно повышало динамику и проходимость автомобиля, позволяло использовать его в качестве тягача тяжелых артиллерийских орудий большого калибра. Американцы звали такой мотор Go-Devil — «иди к дьяволу». Но в Красной армии возникали проблемы с эксплуатацией таких моторов, так как катастрофически не хватало бензина с октановым числом не ниже 66 и масла подходящего качества. В Советском Союзе приходилось отправлять двигатели Willys в капитальный ремонт после 15 тысяч километров пробега. Правда, в условиях боевых действий не каждый автомобиль успевал «дожить» до такого пробега.

Узлы автомобиля Willys были максимально простые, пригодные для ремонта в полевых условиях. В основе машины, разумеется, лежала обычная крепкая рама лестничного типа. Силовой агрегат находился полностью в пределах колесной базы. Это, вынудило отказаться от любого багажного отделения сзади и разместить заднее сиденье между арок колес, зато обеспечило выгодную развесовку — распределение веса между передними и задними колесами.

Коробка передач, конечно же, механическая трехступенчатая. Однако, в отличие, к примеру, от автомобилей ГАЗ, у нее был синхронизатор второй и третьей передач. Раздаточная коробка стыковалась непосредственно с коробкой передач. Водитель управлял трансмиссией с помощью трех рычагов. Один, как обычно, переключал передачи, два других управляли раздаточной коробкой: подключением переднего моста и переходом с основной ступени на понижающую. Межосевой дифференциал отсутствовал, простые симметричные конические дифференциалы мостов не блокировались. Поэтому на дорогах с твердым покрытием подключать передний мост и не рекомендовалось. Гидравлический привод тормозов в 30-40-е годы считался более передовым, чем механический. Но на войне не всегда была в наличии тормозная жидкость.
Застрявшую на бездорожье легкую компактную машину экипаж мог вытолкнуть собственными силами. Для этого к бортам были приварены металлические скобы. Willys преодолевал брод глубиной до полуметра, а со специальным оборудованием — до полутора метров. Чтобы не вычерпывать попавшую в коробчатый кузов воду, в днище была предусмотрена сливная пробка. Облик «Виллиса» немыслим без входивших в штатную комплектацию лопаты и топора на левом борту и канистры на заднем. Как и у других американских военных машин, на кузов устанавливались отражатели света — катафоты.
В Красную армию машины Willys по договору Ленд-Лиза начали поставлять летом 1942 года. Обычно машины приходили в полуразобранном виде в транспортных деревянных ящиках. Однако это был не полуфабрикат. Перед отправкой с автомобилей, прошедших обкатку, снимали колеса и оборудование — получалась компактная упаковка. Сборкой в СССР занимались Коломенский завод №4, автозавод в Горьком и другие предприятия.

По официальным данным, всего выпущено 350 349 Willys MB и 277 896 Ford GPW. В Англию поставлено 104 430 штук, в СССР — 50 501, во Францию — 9736. Лицензию на производство таких машин Willys продал также французской компании Hotchkiss.

После войны конструктивные решения, воплощенные в Willys MB, легли в основу многочисленных моделей военных и гражданских джипов, выпускавшихся автомобилестроительными фирмами всего мира.

Техническая характеристика

Число мест4
Грузоподъемность250 кг
Габаритные размеры3335х1585х1830 мм
База2030 мм
Дорожный просвет210 мм
Двигательбензиновый, карбюраторный рядный, четырехцилиндровый
Рабочий объем2199 см3
Мощность60 л.с.
Снаряженная масса950 кг
Максимальная скорость105 км/ч
Расход топлива12 л/100 км

Примечания

  1. 123
    20 years to Develop—The Jeep. //
    Army Research and Development
    , January-February 1978, v. 19, no. 1, pp. 14-15.
  2. 123Егерс Е. В.
    Автомобили Ленд-Лиза. — Рига: TORNADO publications, 2000.
  3. 12Кочнев Е. Д.
    Энциклопедия военных автомобилей 1769-2006 гг. Издание 1-е. — М.: ООО «Книжное издательство „За рулём“», 2006. — ISBN 5-9698-0040 6.
  4. Truck: Utility 1/4 Ton 4 x 4 (M38A1) Jeep (англ.). MoMA. Проверено 3 сентября 2013.

Легендарный Jeep Willys — лидер и основоположник рынка американских джипов

16 августа 2014

16 августа 2014

Американская индустрия проходимых автомобилей началась с разработок компаний Willys-Overland Motors и Ford в военное время. Именно первый автомобиль стал обладателем государственного заказа, что означало невероятный успех в 1940 году. Учитывая высочайшую спешку в разработке первый Willys MB оказался не таким качественным, как ожидалось. Но корпорация не прекращала развивать свою модель и поставлять на вооружение американской армии более совершенные джипы.

Компания Виллис вышла лидером из военного тендера с долей обмана, ведь Willys Jeep был полностью скопирован со своего основного конкурента и лишь немного доработан. Тем не менее, именно эту модель мы знаем как один из первых американских джипов для армейской службы. Это командирская разведывательная машина, которую показывают на фото всех выставок о Второй мировой войне.

Основные сведения о первой модели Willys MB

Самая первая комплектация Jeep Willys носила имя MA, а в 1941 году появилась улучшенная комплектация – Willys MB. Судя по официальным фото и видео, машина отличалась только техническими характеристиками от своего предшественника. Именно эта модель стада одной из самых серьезных преград к развитию джипов Форд, которые в то время не успели принять участие в тендере и продавались только на гражданском рынке.

Автомобиль Виллис смог получить несколько государственных заказов и был принят за основную модель американской армии в те времена. Тем не менее, корпорация Ford также смогла нагреть руки на этом проекте, выпуская копии Willys MB с названием Ford GPW. Причин тому было немало:

• законы об авторстве технологий в то время были полны способов уйти от ответственности; • американской армии не хватало мощностей компании Виллис, потому были привлечены заводы Форд; • уже в то время корпорация Ford имела наиболее технологичное оснащение и огромный штат сотрудников; • качество машин с конвейера фордовцев оказалось намного лучше.

Потому американское правительство закрывало глаза на откровенный плагиат, никаких покупок патентов у компании Виллис на выпуск джипа не было. С учетом продукции компании Ford всего мир увидел практически 650 тысяч экземпляров Willys MB. Это исключительно рекордные показатели масштабности серии в те времена. Джипы поставлялись практически во все страны союзников для участия в военных действия. Только в Советский Союз было привезено более 50 тысяч автомобилей Виллис.

Технические характеристики и особенности внедорожника

Автомобиль отличался своей легкостью и отличной проходимостью. При весе в одну тонну джип имел грузоподъемность 250 килограмм. Также интересно, что использовали Willys Jeep в основном в качестве тягача для крупнокалиберных пушек. С этой задачей машина справлялась очень просто.

фото джипа Willys (старый и современный)

Длина джипа Виллис составляла 3.3 метра, а полная ширина превышала 1.5 метра. Дорожный просвет в 220 миллиметров и большие колеса с крупным протектором позволяли вытаскивать легкий автомобиль из самых разных передряг. Двигатели имели одинаковое с машиной название – Willys MB – и обладал следующими характеристиками:

• четыре рабочих цилиндра при рабочем объеме 2.2 литра; • максимальная мощность 60 лошадиных сил; • максимум скорости Willys Jeep развивал 104 километра в час; • расход топлива превышал 18 литров в стандартном режиме эксплуатации.

Все данные характеристики позволили успешно использовать джип под маркой Виллис и его копию от производителя Форд на войне до победного для союзников 1945 года. Но производство Willys MB не прекратилось с окончанием войны.

Уже в 1944 году Виллис представили на базе военного джипа новую гражданскую модель, которая впоследствии получила немало генераций и комплектаций. Можно смело сказать, что Willys MB стал одним из первых настоящих американских джипов. Именно Willys Jeep дал толчок развитию сферы проходимых машин в США.

Подводим итоги

Компания Виллис создала интересный джип, который стал настоящим лидером в своей отрасли в военное время. Тем не менее, история автомобиля продолжалась еще долго после войны. Компания активно продавала лицензии на сборку Willys MB и его модификаций японским корпорациям. Даже Toyota использовала некоторые разработки этого авто для создания своей серии внедорожников.

Можно смело утверждать, что стремительное развитие модели Willys Jeep стало знаменательным для американского автомобильного рынка и создало те особенности автомира США, которые мы наблюдаем на сегодняшний день.

Другой ленд-лиз. «Willys МВ» как один из символов войны

Продолжая рассказ о ленд-лизе, сегодня мы представляем, если можно так сказать, «герб» западных поставок в СССР во время Великой Отечественной.

Может быть, кто-то с нами не согласится и скажет, что гербом или там, флагом, может стать самолет («Аэрокобра», например) или там, танк…

Но коль речь зашла о нашем мнении, то это именно он. «Willys МВ».

Понятно, что наши современные знания, с многочисленными добавками идеологии и доморощенных «историков» из ПТУ, просто кишат неточностями и явными выдумками. А сам ленд-лиз превратился точно в такую же арену идеологической войны, как почти любой эпизод в начале обороны, а потом наступления Красной Армии.

И за доказательствами ходить далеко не надо, достаточно перечитать комментарии к любой статье о ленд-лизе, хоть на нашем ресурсе, да где угодно. Результат будет один и тот же.

Воевать «за наших» или «за ихних» мы не намерены. Да и отвечать на глупые вопросы, вроде могли ли мы победить без помощи, тоже. Могли. И победили бы. Только сколько ещё сотен тысяч, а то и миллионов, советских людей полегли бы на полях войны? Убеждать кого-то в верности этой прописной истины глупо. Мы и не станем, а просто продолжим наши рассказы.

Итак, символ ленд-лиза. Автомобиль, который даже сегодня известен каждому россиянину именно как военный, советский военный тех лет.

Это американский внедорожник повышенной проходимости Willys MB. Тот самый, который до сих пор возил наших офицеров и генералов в отечественных фильмах. Тот самый, который во время войны «таскал» по переднему краю противотанковые орудия. Тот самый, который использовался советскими разведчиками для быстрого перемещения вдоль линии фронта.

Именно об этом автомобиле наш рассказ сегодня. И начнем с истории создания этой легенды. Точнее, легенд. Потому, что данная модель армейских автомобилей сходила с конвейеров таких заводов, как Willys-Overland Motors и Ford (имея другое имя: Ford GPW). О различиях этих автомобилей ниже, тем более, что благодаря музею военной техники УГМК, что в Верхней Пышме, у нас была возможность познакомиться с обеими моделями.

Итак, существует живучая, но малоправдоподобная версия создания этого автомобиля. Версия сродни советской, типа «Партия сказала надо — комсомол ответил есть»! Понадобился автомобиль — американские автопроизводители сделали. И появилась эта версия из-за действительно коротких сроков разработки этого джипа. Пентагон объявил о необходимости таких автомобилей для американской армии весной 1940 года. А серийный выпуск начали уже в 1941-м.

На самом деле такой автомобиль был необходим именно американской армии. И даже не для участия во Второй мировой войне. Нужен был автомобиль для приграничных районов для транспортировки командного состава и разведки приграничных районов с возможностью действий на территории противника. В первоначальном техническом задании разговора о возможности транспортировки пушек и минометов не было.

С технической точки зрения Пентагон выдвинул достаточно жесткие требования. Было строго заявлено, что внедорожник должен иметь максимальную скорость не менее 80 км/час, преодолеваемую глубину бродов — от 29 см, привод на всех колесах, снаряженную массу – не более 585 кг, дорожный просвет – 16 см, а грузоподъемность – не менее 270 кг. Единственный пункт, по которому заказчики шли хоть на какой-то компромисс — это масса. Она менялась несколько раз и в обе стороны.

Для автобизнеса заказ был действительно «лакомым куском». В разработку машины включились почти все (около 100) производители автомобилей. Однако, достаточно быстро выяснилось, что жесткие условия армии требуют множество конструкторских новинок. Массовые производители от таких разработок отказались. Только три из них пошли на риск выручить свою армию. Крутыми парнями стали American Bantam, Willys-Overland и Ford Motor.

Первым задачу решили инженеры и конструкторы American Bantam. На базе собственного автомобиля Bantam 60 они создали внедорожник Bantam BRC.

Bantam 60

Bantam BRC

Автомобиль почти полностью соответствовал требованиям армии. За исключением достаточно серьезного отклонения по весу. Армейские начальники решили проверить машину в деле, но в серию запускать не решились.

Как бы то ни было, но компания все-таки выпустила 2605 единиц этой автомашины. Правда на американском континенте они не использовались.

А дальше начинается детектив.

На испытаниях Bantam BRC присутствовали инженеры и конструкторы конкурентов. И «Форд», и «Виллис» разработали собственные машины, но некоторые узлы, в частности, подвеска, не получались. И вот, впервые в истории американского автомобилестроения, конструкторы решили скопировать элементы подвески у конкурентов. По сути, сработали промышленные шпионы. Особенно удачно это сделали на «Виллисе».

Именно Виллис через два месяца представил на испытания уже собственный вариант внедорожника. Правда украли и основной недостаток Bantam — вес.

Willys Quad, а именно такое название получила новая машина, весил 1100 кг. После множества доработок вес удалось снизить до 980 кг. Новая модель получила название Willys МА.

Но инженеры Форда тоже не простаивали. Был создан внедорожник Ford Pygmy. С теми же характеристиками и с теми же недостатками.

Итак, американская армия получила три автомобиля с одинаковой оценкой на испытаниях: «Удовлетворительно». Не хороших и не плохих. Технически лучшей машиной был все же Bantam.

Однако лучшая управляемость и технические характеристики стоили дороже, чем простота конкурентов. Предстояло выбрать тот, что станет основным внедорожником американской армии.

Как, наверное, уже догадались читатели, в этих условиях главным стала цена внедорожника.

Цена Bantam оказалась наивысшей. Чуть дешевле были фордовские автомобили и самыми дешевыми оказались «Виллисы» – всего 738 долларов и 74 цента.

Все три варианта автомобилей были почти идентичными и отличались лишь мелкими деталями, Понятно, что это и определило выбор военных: при жестком военном бюджете количество автомобилей было фактором немаловажным.

Контракт был подписан с , и после того как она спустила с конвейера последний экземпляр Willys МА, сразу же запустила серийное производство на заводе в Толидо Willys Military серии В.

И вот тут возникает вопрос о «Форде». Каким образом в производство вошли фордовские заводы?

Всё просто. была не в силах выполнить самостоятельно полученный заказ и вынуждена была попросить помощи у «Форда». Естественно, «Форд» с удовольствием согласился поделить прибыль. Но с одним условием. Копия «Виллиса» будет носить имя «Форда». Копии технической документации на «Виллис» стали основой для фордовских внедорожников. Вот так и появились на советском фронте два почти одинаковых авто с разными названиями: Willys МВ и Ford GPW.

Теперь стоит рассмотреть автомобиль повнимательнее. Машина действительно интересна. Не даром выпуск этого внедорожника продолжался ещё многие и многие годы в различных странах мира.

Кузов автомобиля был полностью открытым, несущим, с достаточно высокой посадкой и рассчитан на 4 пассажирских места. Несущим элементом Виллиса МБ выступала рама лонжеронного типа. Через рессоры с амортизаторами одностороннего действия к раме подсоединялись мосты неразрезного типа, оснащенными блокирующимися дифференциалами.

Чтобы обеспечить автомобилю хорошую развесовку, конструкторы установили силовой агрегат продольно, на передней колесной базе. В результате опорные элементы кузова стали идеально ровными, был достигнут полный баланс шасси, да и во время движения вес равномерно распределялся на все 4 колеса.

Еще одной особенностью виллисовского кузова было полное отсутствие дверей. Сделано это было для того, чтобы в экстремальных условиях можно было легко запрыгнуть или выпрыгнуть из автомобиля. Тем не менее, «выпасть» из кузова во время движения не было опасности, так как сиденья в салоне слегка утопали.

Но если ситуация становилась критической, процесс покидания машины занимал секунды.

Лобовое стекло, которое имело достаточно широкую и крепкую раму, при необходимости откидывалось на капот. Такая «фишка» была разработана не только чтобы удобно прицеливаться и стрелять вперед (особенно, если оружие массивное и тяжелое, а делать это нужно во время движения), но и чтобы понизить контур машины, когда нужно затаиться.

Плюс к маскировке давала окраска специальной матовой краской, не дававшей бликов на солнце. Запатентованной. Но в наших реалиях, советские бойцы вполне нормально обходились масляной краской, и тоже не особенно блестело.

Конструкторы не забыли и о дворниках, работающих от двигателя. Многие критики считают эту деталь совершенно ненужной и, учитывая, что кузов открытый – доля истины в этом есть. Но нельзя забывать и тот факт, что автомобиль снабжался складным брезентовым верхом, который хранился в смотанном виде на задней части внедорожника. Им пользовались не очень часто, даже во время непогоды.

Одно запасное колесо крепилось сзади автомобиля. На левом борту кузова можно было заметить инструмент, необходимый в полевых условиях – это топор и лопаты, которые крепились специальными ремнями. Также, на левом и правом борту были приварены специальные ручки. Присутствовали они не столько для удобства пассажиров, как для того, чтобы при необходимости можно было вытащить автомобиль из брода или ямы.

Сам салон был достаточно тесным, да и посадка водителя казалась слегка затрудненной. Что касается водительского места, то теснота в сочетании с тонким трехспицевым рулем достаточно большого диаметра, позволяла более уверенно держаться на бездорожье, крепко держать рулевое колесо и не рисковать потерять управления, наезжая на большие камни или бугры.

На самом деле, машина только кажется такой… маленькой и неудобной. Все там прекрасно с посадкой, один из авторов проверял своей довольно кабаньей тушкой в 90 кг. Соответственно, солдат нормальных 70-80 кг плюс ватник или шинель вполне комфортно мог разместиться.

Бак для бензина располагался под водительским сиденьем (у водителя, видно, никто не спрашивал мнения на эту тему), и чтобы заправить автомобиль, приходилось каждый раз откидывать подушку. Сзади был мягкий диван без подлокотников, зато по обе стороны (за арками задних колес) были своеобразные бардачки для инструмента и прочего инвентаря.

Передние колеса как таковых арок не имели, а между ними и капотом был достаточно большой зазор. Вместо переднего бампера был приварен широкий и толстый лист металла, который на 30 сантиметров выступал вперед. Это было сделано для того, чтобы автомобиль без ущерба для себя преодолевал препятствия (например, кусты, палки, высокие сорняки и т.д.) или чтобы солдаты могли без особых усилий вытащить застрявший автомобиль, привязав к этой раме трос.

Решетка радиатора имела множество тонких вертикальных спиц, а передние фары были слегка в ней утоплены. Этого требовала их особая конструкция, которая позволяла поднять фары и повернуть их рассеивателями вниз (особенно актуально, когда приходилось ночью ремонтировать двигатель или передвигаться, не имея дополнительных устройств светомаскировки).

С марта 1942 года радиаторная решетка уже имела семь спиц и штампованную облицовку, а спустя 5 месяцев на левом крыле появилась дополнительная фара с «козырьком» и защитным металлическим кольцом спереди.

Интересен мотор Виллиса, который признан самым длинноходным в мире. Четырехцилиндровый двигатель Виллиса был рядным, обладал объемом 2199 см куб и мощностью 60 лошадиных сил. Заправлялся бензином А-66 и, и не смотря на высочайшее качество и долговечность, был очень чувствительным к низкокачественному бензину, из-за чего быстро мог выйти из строя.

Ещё одна важная часть — механическая коробка передач. Трехступенчатая и полностью сблокирована с самим двигателем. На 2-й и 3-й ступени установили синхронизаторы, а к самой КП стыковали раздаточную коробку. Благодаря карданным валам с шарнирами, мощность равномерно распределялась на задний и передний мост.

Теперь управлять автомобилем нужно было не только с помощью одного рычага КП, но и еще двумя – рычагами раздаточной коробки, один из которых служил для подключения переднего моста, а другой – для отключения и перехода на пониженную передачу.

Тормозная система автомобиля была гидравлической и распространялась на 4 колеса, что являлось огромным плюсом.

Несмотря на то, что все колеса были ведущими, инженерами почему-то не был предусмотрен дифференциал между осями, поэтому момент между передним и задним мостами не распределялся. Тяга распределялась только между самими колесами, причем обычными коническими дифференциалами без блокирующих узлов.

Так как автомобиль был предназначен для самых сложных и экстремальных условий, ему не раз приходилось преодолевать глубокие броды, которые в некоторых случаях достигали почти полтора метров. Поэтому, конструкторы решили в дне кузова сделать сливное отверстие, которое закрывалось пробкой.

После достаточно серьезного описания самого автомобиля стоит «увидеть» мелочи, которые сделали Виллис популярным.

Если внимательно присмотреться к креплению фар на «Виллисе», то можно увидеть «совершеннейшую глупость» американских инженеров. Фары крепятся «барашками». Зачем нужна барашковая гайка для крепления фары под капотом автомобиля? Ерунда, но, при ремонте двигателя ночью фару легко открутить, повернуть на 180 градусов в сторону двигателя и работать «по-королевски». Мелочь? На войне мелочей не бывает…

Кстати, по воспоминаниям ветеранов, фары «Виллиса» подходили почти для всей американской техники. И наоборот. Даже мотоциклетные фары от «Харлея» были взаимозаменяемыми с этим внедорожником.

Интересна ещё одна деталь, которая делает «Виллис» просто идеальным для армии. Этому автомобилю практически не требуется АКБ. Даже холодный двигатель в нормальном состоянии заводится с нескольких оборотов «кривого стартера». Правда, по рукам можно получить прилично… А на горячем двигателе заводка двигателя происходит практически «с полтычка». Те АКБ, которые все же устанавливались на «Виллисы», были слабенькими, 6-вольтовыми.

И ещё одна находка «Виллиса». Лобовое стекло, которое можно опускать на капот. Как просто можно уменьшить габариты автомобиля и решить проблему ведения огня из пулеметов и автоматов вперед по ходу движения… У нас впоследствии использовалась эта же схема на десантном варианте ГАЗ-66 и джипах ГАЗ-69, УАЗ-469.

Кстати, само название «джип» пришло в наш язык именно от «Виллиса». Это обычное сокращение от военного обозначения автомобилей General Purpose, GP, звучит как «джи-пи», или «джип». Но это только версия. Хотя компания Willys-Overland Motors в феврале 1943 года в разгар войны зарегистрировала торговую марку «Jeep»…

Если рассматривать многочисленные сохранившиеся и восстановленные «Виллисы», можно обратить внимание на достаточно частые различия, причем не только между «Виллисом» и «Фордом», но и между «Фордами» или «Виллисами» из разных партий. В чем причина?

Итак, чем же отличались Ford GPW и Willys MB?

Начнем с основного. Машины обеих компаний непрерывно модифицировались и происходило это не столько из-за изменения требований заказчика, сколько из-за возможностей производства. Именно потому, классифицировать модификации по времени сложно. Гораздо проще увидеть различия в партиях поставок.

Обе машины (а в СССР обе назывались «Виллисами») имеют по три модификации. В зависимости от времени поставки.

«Виллис»: ранний (ноябрь 1941 года-март 1942 года), стандартный (март 1942 года-декабрь 1943 года), композитный (декабрь 1943 года-октябрь 1945 года).

«Форд»: стандартный (апрель 1942 года-декабрь 1943 года), переходный (декабрь 1943 года-январь 1944 года), композитный (январь 1944 года-июнь 1945 года).

Начнём с кузовов. Ранний «Виллис» имел рельефную штамповку своего названия на задней панели кузова, радиатор был из 10 спиц, а бардачок отсутствовал. Штамповка Стандартного «Виллиса» уже располагалась на арке колеса под замком ниши для инструмента. Он же обзавелся бардачком, дном из двух усилительных ребер, опорой для ног и прямоугольным кронштейном заднего сидения.

Что касается «Форда», то его стандартная модификация имела передний опорный кронштейн типа ACM II, номер кузова отсутствовал, штамповка имени была в арке колеса под замком ниши, а логотип — на задней панели; заднее сиденье имело треугольный кронштейн, а задние фонари – вертикально установленные кронштейны. Кроме того, по сравнению с «Виллисом», ранние модели «Форда» уже имели и бардачок, и дно с двумя усилительными ребрами, и опору для ног задних пассажиров.

Переходный «Форд» оборудовался треугольным усилителем задней панели кузова, на заднее сиденье установлен прямоугольный кронштейн, зато исчезли штамповки названия автомобиля на боковых частях колесной арки по обе стороны от кронштейна заднего сиденья.

Теперь рама. У «Виллиса» передняя поперечная балка была трубчатой формы, а кронштейны амортизаторов — прямоугольно-коробчатые, тогда как у «Форда» балка была прямоугольная (как перевернутая буква U), а кронштейны были в виде наплыва.

Подставка под аккумулятор также имела отличия – виллисовская была в виде прямоугольного пласта металла, а фордовская дополнительно имела в центре овальное отверстие.

Сравнивая оба автомобиля, можно заметить отличия в изображении номерных знаков рамы и двигателя. Кстати, именно по номеру двигателя можно было максимально точно определить автомобиль: у Willys MB номер состоял из индекса MB и шести цифр, а у Ford GPW – из индекса GPW и тех же шести цифр.

Технические характеристики автомобиля Willys MB

Год производства: 1941-1945 гг. Кузов: несущий, открытый, бездверный Габариты (длина/ширина/высота): 3335/1586/1830 мм Вес: 1020 кг Грузоподъемность: 250 кг (с водителем и пассажиром – 363 кг)

Максимальная скорость: 104 км/час Расход топлива: 13,2 л/100 км. Углы въезда/съезда: 45/35 градусов Буксируемая масса (макс): 453 кг Радиус поворота: 5,3 м

Двигатель: 4-цилиндровый, бензиновый, нижнеклапанный Диаметр цилиндров: 79,37 мм Рабочий объем: 2,2 л. Мощность (при 3600 об/мин): 60 л.с.

Коробка передач: механическая, 3-ступенчатая Раздаточная коробка: механическая, 2-ступенчатая, с демультипликатором

За время войны обе компании выпустили почти 700 000 (реальная цифра 659 031) автомобилей. Из них 52 тысячи были отправлены в СССР.

Другой ленд-лиз. «Willys МВ» как один из символов войны

Вдумайтесь в эту цифру: 52 000 автомобилей!

Более того, возможно для некоторых читателей это станет откровением, но… Часть этих автомобилей поставлялось в Советский Союз в разобранном виде в ящиках. И собирались они в Омске и в Коломне на специальных сборочных площадках. Так что американец имеет и сибирские корешки.

Сравнивать этот автомобиль фактически не с чем. СССР не мог производить все и сразу. Поэтому и стоит помнить этого неказистого труженика войны, на борту которого вполне заслуженно можно разместить надпись: «Вывез все и всех».

И тачанка из «Вилиса» вполне вышла

Перевозка раненых

Противотанковые пушки и минометы…

Командиры всех уровней

52 тысячи. При всем том, что наша промышленность выпустила совсем небольшое количество полноприводных автомобилей. Да и стоит вспомнить, что «Виллис» стал отцом «Ивана-Виллиса», то есть целого семейства советских военных полноприводных автомобилей.

Ну и еще немного информации от музея военной техники УГМК в Верхней Пышме:

Только война

Американский военный автомобиль Виллис легко узнаваем на военных фотографиях и кинолентах о Второй мировой войне, потому что этот джип стал классикой. Благодаря проходившему в Атланте шоу Warbird Weekend у редакции блога появилась возможно внимательнее изучить этот легендарный автомобиль.

3. Автомобиль получил прозвище Джип (Jeep). Доподлинно неизвестно откуда появилось это слова. По одной из версий – от военной кодировки автомобиля как General Purpose, GP,

звучит как
джи пи, джип
. По другой версии на военном сленге “jeep” – не опробованное, не протестированное средство передвижения. Так или иначе Виллисы стали называть джипами, а компания Willys-Overland Motors в феврале 1943 года зарегистрировала торговую марку Jeep. В русском языке слово “джип” прочно закрепилось за импортными автомобилями повышенной проходимости вне зависимости от производителя.

4

5. Автомобильные энтузиасты сохраняют и поддерживают эти автомобили. На фото – табличка на одном из Виллисов, представленных на шоу Warbird Weekend с именем владельца и настоятельной просьбой на машине ничего не трогать и вести себя с ней аккуратно.

6. Табличка внутри салона с указанием режима максимальных скоростей Виллиса и инструкцией как менять антифриз.

7. Виллис оснащался четырехцилиндровым бензиновым двигателем объемом два литра и мощностью 60 л.с. Полный привод компоновался с 3-ступенчатой механической коробкой передач. Грузоподъемность – 250 кг, масса – чуть больше тонны.

8

9. Виллис могли имели разные конфигурации и могли быть оборудованы, например, пулеметами. В Красной Армии джипы, поставляемые по программе ленд-лиз, использовались в качестве тягачей 45 мм противотанковых пушек.

10. Гильзы для придания необходимого антуража.

11. Военная резина.

12. Каждый желает сфотографироваться с легендарным автомобилем!

13. В 1944 году начинает выпускаться гражданская версия Jeep CJ (Civilian Jeep — Гражданский джип). До 1986 года сменилось семь поколений джипов. С 1986 года вездеход получил новое название Jeep Wrangler, а производителем стала компания Крайслер. К настоящему моменту выпускается третье поколение вездехода Джип Рэнглер. Но на протяжении всей истории автомобиля неизменным оставалось количество прорезей на решетке радиатора – девять штук. А также место производства – Толедо в штате Огайо, США.

14. Наследником Виллиса в армии США стал военный Хаммер Хамви (Humvee), о котором блог Atlanta Travel рассказывал.

15. Wrangler Rubicon Brute Double Cab. Модификация предоставляется компанией тюнинговой American Expedition Vehicles на автомобильном шоу в Атланте.

16. Концепция Willys Jeep послужила основой для создания аналогичных автомобилей другими компаниями в разных странах: Land Rover, Toyota, Nissan, Mitsubishi, Suzuki. В этом ряду – советские вездеходы ГАЗ-64, ГАЗ-67 и ГАЗ-69, которые в народе назывались “козликом”. В современном модельном ряду Тойоты на на рынке США имеется автомобиль Эф Джей Крузер

, современная интерпретация модели Toyota Land Cruiser 40 series (1960 – 1984), ведущую свою историю с 1950-года и джипа Виллис.

17. Наследие джипов проявилось и в уникальном виде транспорта – джипни (jeepney), который распространен на Филиппинах. После окончания Второй мировой войны американские войска покидали Филиппинские острова, и местным жителям доставались военные джипы. Филиппинцы переделывали автомобили, удлиняя и корпус и добавляя посадочные места, превращая военную технику в гражданский транспорт. С тех времен аутентичных Виллисов не осталось, но кустарное производство джипни продолжается до сих пор.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: