Содержание страницы
- 1 Терминология
- 2 Ощущение ретро: действительно ли машины с МКПП более «драйверские»?
- 3 Механическая коробка
- 4 Власть всегда опьяняет. Авраам Линкольн когда-сказал, что люди могут противостоять невзгодам, но если вы хотите проверить характер человека, дайте ему власть. Эти слова справедливы для всего – от физической силы до той «власти», которую мы, автолюбители, любим больше всего, то есть мощности. Однако мощность бесполезна, если ее нельзя контролировать. Для водителей один из лучших способов обуздать мощность автомобиля – иметь под рукой механическую коробку. Автоматы удобнее, а роботы с двумя сцеплениями на сегодняшний день переключают передачи быстрее, чем это делает механика, но все эти штуки нерелевантны, когда вы во весь опор мчитесь по извилистой трассе. К сожалению, МКП потихоньку вымирают, потому что автопроизводители больше заинтересованы в цифрах разгона до 100 км/ч, чем в том, как автомобиль ощущается. Другими словами, им плевать на наши предпочтения. Читайте также: Роскошный кроссовер Audi Q8 2020 модельного года В Европе и других частях мира (за исключением США и заточенной под вариаторы Японии) механическая трансмиссия по-прежнему королева, и за нее не берут лишних денег. Примерно три четверти всех автомобилей, проданных в Западной Европе, оснащены МКП. В США ситуация диаметрально противоположна. Американцы вальяжны и ленивы, а бензин там относительно недорогой, поэтому многие концерны, работающие в США, отказались от механической коробки. Но больше всего нас беспокоит тот факт, что от МКП открестились производители спорткаров. Хотите «ручку» в Ferrari? Обойдетесь! В Lamborghini? Шиш! В McLaren? Извините! Все это заставляет нас задуматься об уместности механической коробки на сцене высокопроизводительных автомобилей. К счастью, такие машины все еще есть. Но какие же из них самые мощные? Porsche 911 R, 493 л. с. 4 литра атмосферного оппозитного шестицилиндровика, 6-ступенчатая механическая коробка передач и задний привод. Неужели это и есть чистейшее воплощение 911? Большинство «Поршефилов» именно такого мнения. Под «кожей» с полосами 911 R делит большую часть «внутренностей» с GT3 RS. Различия включают в себя сэкономленные 50 кг веса, так как 911 R избавился от каркаса безопасности, заднего антикрыла и соответствующих кузовных панелей GT3 RS. А теперь мед для наших ушей: 911 R поставляется ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО с 6-ступенчатой МКП. Немецкий автопроизводитель выпустит всего 991 экземпляр по цене 185 950 долларов. В базовом оснащении в 911 R отсутствуют кондиционер и аудиосистема. Если вы отметите эти два пункта в списке опций, то можете попрощаться с так тщательно сэкономленными в предыдущем абзаце 50 кг. Spyker C8 Preliator, 518 л. с. За космические 354 990 долларов Spyker продаст вам С8 Preliator с 6-ступенчатой МКП от Getrag. И боже мой, какая же это красивая коробка! Спросите любого автоэнтузиаста о визитной карточке Spyker, и они стопроцентно назовут потрясающий обнаженный механизм переключения передач. Будет построено всего 50 экземпляров, но нам кажется, что голландскому автопроизводителю на рынке придется тяжко. Проблема в соотношении мощности к цене. Мы не считаем 4,2-литровый V8 от Audi мощностью 518 л. с. и моментом 600 Нм таким уж заманчивым предложением. Уж точно не за такие деньги. Куда большей проблемой станет сервисное обслуживание. И речь сейчас не о стоимости ремонта, а о локациях, где этот самый ремонт могут осуществить. В США, например, таких точек всего четыре. А в России… Догадайтесь сами. Ford Mustang Shelby GT350, 526 л. с. Снова и снова автомобильные средства массовой информации описывают Shelby GT350 как лучший Mustang всех времен. Наверняка западные журналисты не ошиблись в своих суждениях. В конце-концов, перед нами перфоманс-кар мирового класса. С 2020 модельного года пакет Track Package станет для автомобиля стандартным, а это значит, что за спойлер на крышке багажника, охладители дифференциала и механическую коробку переплачивать больше не придется. Читайте также: Феномен из 90-х: Mercedes-Benz ML Brabus 7.3S (13 фото) Автомобиль приобрел новые цвета: синий Grabber Blue, синий Lightning Blue и красный Ruby Red. 5,2-литровый V8 по-прежнему выдает 526 л. с. и 581 Нм крутящего момента. Будьте осторожны с выбоинами на асфальте, так как замена уникальных углеволоконных дисков обойдется вам в 3 433 доллара за передний и в 4 053 доллара за задний. Aston Martin V12 Vantage S, 565 л. с. На 2017 модельный год Aston Martin предлагает механическую коробку для самой мощной итерации своей самой компактной модели. Итак, перед нами спортивное гран-туризмо, усиленное 7-ступенчатой «палкой» с конфигурацией dog-leg. Первая передача там включается не влево и вверх, а влево и вниз. Самое важное преимущество такой коробки состоит в более быстром переключении со второй на третью и с четвертой на шестую. В то время как большинство высококлассных производителей спорткаров отказываются от МКП в пользу молниеносных автоматов, Aston Martin не устает повторять, что механика является неотъемлемой частью бренда и останется с нами надолго. BMW M6 с пакетом Competition Package, 592 л. с. Продукты подразделения M являются крайне высокопроизводительными по своей натуре, и это продолжается с 1972 года. Но даже «сливки» можно улучшить. Поэтому BMW имеет полное право выдавить еще больше «коней» из 4,4-литрового битурбо V8. Сколько же BMW просит за свой чудо-пакет? В США всего 8 300 долларов. За эту сумму мощность поднимется с 560 до 592 л. с. Кроме того, автомобиль получит улучшенную подвеску и более громкую выхлопную систему. У нас M6 стоит без сорока тысяч восемь миллионов, но опции МКП естественно нет. Chevrolet Corvette Z06, 650 л. с. Одновременно и мать, и отец американских спорткаров снова в седле, и он лучше, чем когда бы то ни было. Для седьмого поколения Corvette компания Chevrolet поставила на карту все ради перфоманса. Сюда входят наддувный V8, множество углеволокна и интересной аэродинамики, а также семиступенчатая механика. За 63 года существования модели это самый способный Corvette. Вероятно его даже можно назвать самым компетентным американским спорткаром на актуальном рынке. Слово «вероятно» было использовано, потому что Viper до сих пор жив, и его голыми руками не возьмешь. Но опять же, каждому свое. Если же вам хочется Z06, но ездить на механике вы не умеете, то в вашем распоряжении 8-ступенчатый автомат, который переключается на 8 сотых секунды быстрее, чем робот с двумя сцеплениями на Porsche 911. Кстати, в обойме Chevrolet есть еще один достойный игрок с МКП. Это Camaro ZL1 с 640 л. с. Dodge Challenger SRT Hellcat, 707 л. с. Hellcat не является непристойной демонстрацией силы. Хотя нет, постойте… Hellcat как раз-таки является непристойной демонстрацией силы! Никто не может отрицать, что благодаря своему толстяку «Хеллкэту» Dodge перезагрузил весь жанр масл-каров. После того как американский бренд «толкнул ядро» к 707 л. с., Ford засуетился и выпустил вышеупомянутый Shelby GT350, а Chevrolet ответил «превосходящим всех и вся» Camaro ZL1. Но Challenger Hellcat все равно остается лидером касательно лошадиных сил. С другой стороны, адский Challenger весит 2 018 кг. Модификация с механикой на 4,5 кг тяжелее, чем модификация с автоматом. Если четырехдверный Charger Hellcat интересует вас больше, то имейте в виду, что семейный седан оснащается только 8-ступенчатым автоматом TorqueFlite 8HP90. Ну и не стоит забывать про старину Viper, который, напротив, располагает только механикой и имеет в своем активе 645 л. с. Автоматическая коробка
- 5 Преодоление сложных ситуаций на дороге
- 6 Какие коробки любят покупатели в разных странах?
- 7 А что дает «механика»?
Терминология
Итак, разберемся для начала с терминологией. Чтобы не усложнять, можно сказать, что существует два вида автомобильных трансмиссий: механическая коробка передач, она же «механика», она же МКПП, и автоматическая коробка передач, она же «автомат», она же АКПП. На самом деле, с «автоматом» все несколько сложнее, так как вариаций на тему АКПП достаточно много. Основные из них — это классический гидротрансформаторный «автомат», также часто применяется роботизированная трансмиссия, есть и совсем экзотические виды, типа спортивной секвентальной коробки — но мы усложнять не будем, и будем считать, что машина, у которой есть сцепление, оборудована «механикой», а машина с двумя педалями — «автоматом».
Ощущение ретро: действительно ли машины с МКПП более «драйверские»?
Люди устают и ошибаются. Это непреложный факт, который не исправить. Ошибаются они и при переключении передач. И пусть опытный водитель проделывает все операции почти автоматически, быстро и абсолютно точно. Но после 50 таких переключений он устанет. В его действиях появится несогласованность, или он будет делать все медленнее, чем мог бы, ну или же удары в трансмиссии станут слишком сильными.
В любом случае, он не будет использовать возможности механики на все 100%. Вот поэтому гонщики при любой возможности стараются ставить автоматизированные коробки – это банально снижает зависимость результатов от состояния гонщика и дает ему сосредоточиться на результате.
Только не кивайте головами те, кто не смог освоить манипуляции сцеплением и рычагом – у спортсменов намного выше нагрузка на водителя и требования к качеству переключений, чем у городских «гонщиков». Для среднего водителя «человеческий фактор» применительно к МКПП означает лишь неспособность понять принципы работы трансмиссии, плохую мелкую моторику и невнимание к процессу управления. Впрочем, результат тот же, с поправкой на класс. Или переключения будут медленными, или же машина будет дергаться, как лягушка под током из-за ударов в трансмиссии.
Запас прочности
Надежность, которая обычно преподносится, как большое достоинство МКПП, на деле лишь запас на неудачные действия водителя, которые порождают крутильные колебания с моментом в несколько раз большим, чем крутящий момент мотора. Пробуксовки, дрифт и легкий тюнинг для моторов с наддувом быстро выбирают весь запас до нуля, причем даже быстрее, чем в случае с АКПП, потому что тут нет ГДТ, который идеально гасит крутильные колебания. И никакие демпферы не смогут с ним сравниться.
Правда, МКПП немного проще обеспечить большим запасом прочности и намного легче заменить на более крепкую, если таковая существует. Так что установка максимально прочной МКПП – все еще лучший способ справиться с нагрузкой, нежели адаптация более крепкой АКПП под тюнинговую машину. Зато в драг-рейсинге АКПП пользуется большой популярностью, ведь двух-, трехскоростная конструкция настроена на режим максимальной мощности и выбег, работа куда более простая, чем полноценная отладка на всех режимах движения.
Реальные, а не мнимые преимущества механики
Если вам кажется, что я только что раскритиковал «механику» в пух и прах, то вы ошибаетесь. Я просто не упомянул те достоинства МКПП, которые остаются с ней до самого конца, и о которых вспоминают редко.
Часто очень важны массогабаритные характеристики, а они у «механики» традиционно лучше, чем у большинства «автоматов». Особенно важен этот параметр на облегченных спортивных машинах, где каждый килограмм на счету, а более крупная трансмиссия может попросту не влезть. Прогресс АКПП сделал эти преимущества не столь заметными, но они все еще существуют.
«Механика» не ограничена по оборотам, что важно для высокофорсированных моторов. А вот «автоматы» с ГДТ не могут эффективно работать на оборотах свыше шести-семи тысяч – катастрофически увеличиваются потери на привод, а масло может попросту порвать «бублик» или вывести его из строя. Но новые «преселективы» с фрикционным сцеплением, сухим или в масляной ванне, не имеют ГДТ и сопутствующих ограничений.
У МКПП очень высокий КПД за счет использования подшипников качения и малых потерь на привод маслонасоса или смазку разбрызгиванием. Любой «автомат» имеет чуть большие внутренние потери. Даже «сухие» преселективы пока не могут догнать классические двухвальные МКПП, не говоря уже о трехвальных. А гидромеханика отстает еще больше – потери на работу маслонасоса и нагрев масла будут в ней всегда. Но и тут преимущество уже сократилось до минимума.
«Механика» не зависит от давления масла и электроники, а значит, она куда реже выходит из строя сразу, и ее узлы меньше связаны между собой. Отказ одной из передач почти не влияет на работу остальных. Критические отказы случаются реже у «железной» конструкции. Тут АКПП противопоставить нечего – чем современнее конструкция, тем «тоньше» ее устройство. Теперь даже ошибка датчика температуры ATF может привести к неправильной работе, а любые загрязнения гидроблока приводят к прогрессирующим отказам механической части.
МКПП не требует сложных адаптаций к мотору и машине. Если передаточные числа подходят и есть запас по крутящему моменту, то можно ставить. Минимум точек контакта с бортовой электроникой, все остальные настройки – в голове водителя. АКПП как минимум требует «вживления» в штатную электросистему и стыковки с электронным блоком управления, от которого она получает данные по температуре мотора и воздуха, а также крутящему моменту. Для идеального функционирования требуются и сложные доводочные работы, лишь тогда ездовые характеристики АКПП окажутся выше, чем у машин с механикой – не будет лишних переключений, перегрузки мотора и динамика станет хорошей. Придется поработать и над системой охлаждения АКПП.
Механическая коробка
МКПП появилась около ста лет назад. Первые автомобили были с механическими коробками передач, причем в отличие от современных автомобилей, где передач может быть 5, 6 или даже 7, в то время у автомобилей могло быть 2-3 передачи. Этого считалось достаточно, так как скорости в то время были совсем невысокие. Главное отличие от «автомата» — наличие педали сцепления и необходимость вручную выбирать передачи во время движения. Устройство механической коробки достаточно простое, поэтому ее надежность выше.
Как же работает МКПП? На 1-й передаче самая мелкая шестеренка на ведущем валу соединяется с самой большой шестеренкой на ведомом валу. В тот момент, когда происходит переключение на более высокую передачу, диаметры рабочих шестеренок меняются. За счет подбора в МКПП шестеренок различного диаметра происходит увеличение или уменьшение скорости автомобиля.
Еще из плюсов МКПП можно выделить возможность настоящего «единения» с машиной — водитель полностью контролирует процесс передачи крутящего момента на колеса, может оперативно подключить пониженную передачу и ускориться, чтобы избежать опасной ситуации на дороге.
Однако для неопытных водителей механическая коробка не очень удобна, особенно при езде по городу и, тем более, в пробках. Постоянное переключение усложняет жизнь водителя-новичка, отвлекает и нервирует. Еще один минус «механики» для неопытного водителя состоит в том, что при трогании с места машина с механикой часто пытается откатиться назад, если автомобиль стоит даже под незначительным уклоном. Далеко не все умеют правильно трогаться в такой ситуации. Конечно, все во время обучения в автошколе сдавали «горку», но одно дело — наловчиться проезжать искусственный подъем под руководством инструктора, да еще на учебной машине, на которой часто специально настраивают повышенные обороты двигателя для простоты выполнения маневров, и совсем другое дело применять этот навык в реальной жизни, на дороге, по сто раз в день.
Необходимо также обратить внимание на то, что, по новым правилам, если вы сдаете экзамен в ГИБДД на «автомате», вы не сможете в дальнейшем с этими правами водить автомобиль с МКПП. Это сделано потому, что многие водители, прошедшие обучение на «автомате», совершенно беспомощны за рулем с механической коробкой и даже не могут тронуться с места.
Власть всегда опьяняет. Авраам Линкольн когда-сказал, что люди могут противостоять невзгодам, но если вы хотите проверить характер человека, дайте ему власть. Эти слова справедливы для всего – от физической силы до той «власти», которую мы, автолюбители, любим больше всего, то есть мощности. Однако мощность бесполезна, если ее нельзя контролировать.
Для водителей один из лучших способов обуздать мощность автомобиля – иметь под рукой механическую коробку. Автоматы удобнее, а роботы с двумя сцеплениями на сегодняшний день переключают передачи быстрее, чем это делает механика, но все эти штуки нерелевантны, когда вы во весь опор мчитесь по извилистой трассе. К сожалению, МКП потихоньку вымирают, потому что автопроизводители больше заинтересованы в цифрах разгона до 100 км/ч, чем в том, как автомобиль ощущается. Другими словами, им плевать на наши предпочтения.
В Европе и других частях мира (за исключением США и заточенной под вариаторы Японии) механическая трансмиссия по-прежнему королева, и за нее не берут лишних денег. Примерно три четверти всех автомобилей, проданных в Западной Европе, оснащены МКП. В США ситуация диаметрально противоположна. Американцы вальяжны и ленивы, а бензин там относительно недорогой, поэтому многие концерны, работающие в США, отказались от механической коробки.
Но больше всего нас беспокоит тот факт, что от МКП открестились производители спорткаров. Хотите «ручку» в Ferrari? Обойдетесь! В Lamborghini? Шиш! В McLaren? Извините! Все это заставляет нас задуматься об уместности механической коробки на сцене высокопроизводительных автомобилей. К счастью, такие машины все еще есть. Но какие же из них самые мощные?
Porsche 911 R, 493 л. с. 4 литра атмосферного оппозитного шестицилиндровика, 6-ступенчатая механическая коробка передач и задний привод. Неужели это и есть чистейшее воплощение 911? Большинство «Поршефилов» именно такого мнения.
Под «кожей» с полосами 911 R делит большую часть «внутренностей» с GT3 RS. Различия включают в себя сэкономленные 50 кг веса, так как 911 R избавился от каркаса безопасности, заднего антикрыла и соответствующих кузовных панелей GT3 RS. А теперь мед для наших ушей: 911 R поставляется ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО с 6-ступенчатой МКП.
Немецкий автопроизводитель выпустит всего 991 экземпляр по цене 185 950 долларов. В базовом оснащении в 911 R отсутствуют кондиционер и аудиосистема. Если вы отметите эти два пункта в списке опций, то можете попрощаться с так тщательно сэкономленными в предыдущем абзаце 50 кг.
Spyker C8 Preliator, 518 л. с. За космические 354 990 долларов Spyker продаст вам С8 Preliator с 6-ступенчатой МКП от Getrag. И боже мой, какая же это красивая коробка! Спросите любого автоэнтузиаста о визитной карточке Spyker, и они стопроцентно назовут потрясающий обнаженный механизм переключения передач.
Будет построено всего 50 экземпляров, но нам кажется, что голландскому автопроизводителю на рынке придется тяжко. Проблема в соотношении мощности к цене. Мы не считаем 4,2-литровый V8 от Audi мощностью 518 л. с. и моментом 600 Нм таким уж заманчивым предложением. Уж точно не за такие деньги.
Куда большей проблемой станет сервисное обслуживание. И речь сейчас не о стоимости ремонта, а о локациях, где этот самый ремонт могут осуществить. В США, например, таких точек всего четыре. А в России… Догадайтесь сами.
Ford Mustang Shelby GT350, 526 л. с. Снова и снова автомобильные средства массовой информации описывают Shelby GT350 как лучший Mustang всех времен. Наверняка западные журналисты не ошиблись в своих суждениях. В конце-концов, перед нами перфоманс-кар мирового класса.
С 2020 модельного года пакет Track Package станет для автомобиля стандартным, а это значит, что за спойлер на крышке багажника, охладители дифференциала и механическую коробку переплачивать больше не придется.
Автомобиль приобрел новые цвета: синий Grabber Blue, синий Lightning Blue и красный Ruby Red. 5,2-литровый V8 по-прежнему выдает 526 л. с. и 581 Нм крутящего момента. Будьте осторожны с выбоинами на асфальте, так как замена уникальных углеволоконных дисков обойдется вам в 3 433 доллара за передний и в 4 053 доллара за задний.
Aston Martin V12 Vantage S, 565 л. с. На 2017 модельный год Aston Martin предлагает механическую коробку для самой мощной итерации своей самой компактной модели. Итак, перед нами спортивное гран-туризмо, усиленное 7-ступенчатой «палкой» с конфигурацией dog-leg.
Первая передача там включается не влево и вверх, а влево и вниз. Самое важное преимущество такой коробки состоит в более быстром переключении со второй на третью и с четвертой на шестую.
В то время как большинство высококлассных производителей спорткаров отказываются от МКП в пользу молниеносных автоматов, Aston Martin не устает повторять, что механика является неотъемлемой частью бренда и останется с нами надолго.
BMW M6 с пакетом Competition Package, 592 л. с. Продукты подразделения M являются крайне высокопроизводительными по своей натуре, и это продолжается с 1972 года. Но даже «сливки» можно улучшить. Поэтому BMW имеет полное право выдавить еще больше «коней» из 4,4-литрового битурбо V8.
Сколько же BMW просит за свой чудо-пакет? В США всего 8 300 долларов. За эту сумму мощность поднимется с 560 до 592 л. с. Кроме того, автомобиль получит улучшенную подвеску и более громкую выхлопную систему.
У нас M6 стоит без сорока тысяч восемь миллионов, но опции МКП естественно нет.
Chevrolet Corvette Z06, 650 л. с. Одновременно и мать, и отец американских спорткаров снова в седле, и он лучше, чем когда бы то ни было. Для седьмого поколения Corvette компания Chevrolet поставила на карту все ради перфоманса. Сюда входят наддувный V8, множество углеволокна и интересной аэродинамики, а также семиступенчатая механика.
За 63 года существования модели это самый способный Corvette. Вероятно его даже можно назвать самым компетентным американским спорткаром на актуальном рынке. Слово «вероятно» было использовано, потому что Viper до сих пор жив, и его голыми руками не возьмешь. Но опять же, каждому свое.
Если же вам хочется Z06, но ездить на механике вы не умеете, то в вашем распоряжении 8-ступенчатый автомат, который переключается на 8 сотых секунды быстрее, чем робот с двумя сцеплениями на Porsche 911. Кстати, в обойме Chevrolet есть еще один достойный игрок с МКП. Это Camaro ZL1 с 640 л. с.
Dodge Challenger SRT Hellcat, 707 л. с. Hellcat не является непристойной демонстрацией силы. Хотя нет, постойте… Hellcat как раз-таки является непристойной демонстрацией силы! Никто не может отрицать, что благодаря своему толстяку «Хеллкэту» Dodge перезагрузил весь жанр масл-каров.
После того как американский бренд «толкнул ядро» к 707 л. с., Ford засуетился и выпустил вышеупомянутый Shelby GT350, а Chevrolet ответил «превосходящим всех и вся» Camaro ZL1. Но Challenger Hellcat все равно остается лидером касательно лошадиных сил.
С другой стороны, адский Challenger весит 2 018 кг. Модификация с механикой на 4,5 кг тяжелее, чем модификация с автоматом. Если четырехдверный Charger Hellcat интересует вас больше, то имейте в виду, что семейный седан оснащается только 8-ступенчатым автоматом TorqueFlite 8HP90. Ну и не стоит забывать про старину Viper, который, напротив, располагает только механикой и имеет в своем активе 645 л. с.
Автоматическая коробка
От многих забот, перечисленных выше, вас избавит автоматическая коробка передач. Как в игрушечной машинке на детском аттракционе — нажимаешь одну педаль — едешь вперед, нажимаешь другую педаль — останавливаешься. И все! Машина сама заботливо включает нужные передачи, не дает автомобилю откатиться назад при трогании, в пробках удобство использования автомобиля с АКПП просто поражает.
А ведь еще в некоторых автомобилях есть круиз-контроль. Это вообще расслабляет водителя до невозможности. На трассе выставляешь нужную скорость — и можно совсем убирать ноги с педалей (впрочем, по технике безопасности как раз делать так не рекомендуется). Что касается ремонта: ресурс АКПП при нормальной эксплуатации обычно выше, чем у «механики». Это достигается за счет того, что автоматическая коробка сама регулирует все необходимые параметры без участия водителя и бережет свой ресурс.
Что касается стоимости — здесь безусловно «автомат» проигрывает. Автомобиль с АКПП всегда дороже аналогичной версии с МКПП. Разница может достигать от 40 до 200 тысяч рублей. В эксплуатации автоматическая коробка тоже выходит дороже, так как техническое обслуживание «автомата» стоит дороже.
Преодоление сложных ситуаций на дороге
Пока Россия не может похвастаться хорошими дорогами, водителям приходится обращать внимание на то, как трансмиссия будет вести себя в условиях бездорожья. Можно сказать, точно — механика предоставляет автовладельцу больше шансов выбраться из песочной или снежной западни. При умелом обращении МКПП может превратиться в послушный и чуткий механизм, который будет точно реагировать на управление со стороны водителя.
АКПП в этом смысле проигрывает, поскольку она подчиняется чётко прописанному алгоритму, который не предусматривает выхода из подобных нестандартных ситуаций. Но и здесь есть приятные исключения, например, Land Rover и некоторые другие внедорожники. Здесь, как правило, устанавливаются такие АКПП, которые можно перенастроить под сложившиеся условия. Добавим сюда умный полный привод и получим автомобиль, для которого нет плохих дорог. За такие технологии придётся хорошо заплатить.
Есть ещё один вариант, который предполагает выбор автомат коробки передач без опасения застрять в первом сугробе. Наличие дополнительных режимов, например, зимнего. Он может предполагать ограничение тяги, которая подаётся на ведущую колёсную базу. Как бы сильно ни была вдавлена педаль акселератора, вероятность пробуксовки будет сведена к минимуму. Некоторые автомобили могут начать движение со второй передачи.
Сложности с ремонтом
Когда возникают проблемы с двигателем или ломается коробка передач, то понимаешь, что лучше иметь авто с МКПП. Если из строя вышел двигатель, то буксировка машины с АКПП выполняется крайне осторожно. Этот процесс возможен, но расстояние не должно превышать 30 км, максимальная скорость 50 км/час, а нейтральный режим включён до тех пор, пока авто не будет доставлено к специалистам. Если двигатель вообще не подаёт никаких признаков жизни, то автомобиль придётся грузить на погрузчик. Запуск с буксира или «толкача» допускает только механика. В этом смысле она лучше своего электронного оппонента.
Автомат отремонтировать дорого и сложно. Не так много имеется мастеров, которые хорошо разбираются в устройстве электронных трансмиссий и готовы будут устранить любую поломку.
Стоимость и расходы на эксплуатацию
АКПП — это удовольствие дорогое. Во-первых, повышает стоимость автомобиля, а, во-вторых, характеризуется дорогостоящей эксплуатацией и обслуживанием. Замена масла в автоматической коробке передач требуется проводить часто. В среднем на каждые 60 тыс. км. В то время как с МКПП этот промежуток увеличивается до 90 тыс. пробега. Также разнится и объём масла, который потребуется для замены. На автомат уйдёт до 9 литров, а механика потребует не больше 3.
Как видите сами, финансовая сторона вопроса играет не в пользу АКПП. Но как говорится, за удовольствие и комфортную езду на автомобиле нужно платить. Стоит ли сопротивляться техническому прогрессу, когда он стремится сделать нашу жизнь лучше? Мы давно сменили счёты на электронную технику, впустили в свою жизнь смартфоны и гаджеты, отдали часть своих домашних дел электронным устройствам и постоянно делаем свою жизнь более комфортной благодаря техническим новинкам.
Так может быть механика в автомобилях отживает своё и пришло время стать ей частью нашей истории? От этого никуда не деться, МКПП в один момент исчезнет с автомобильного рынка, уже некоторые автомобильные концерны полностью отказываются от производства трансмиссий такого типа. Вероятно, лет через десять только на профессиональных гоночных машинах будет установлена механика для того, чтобы водитель смог продемонстрировать своё мастерство в управлении подобными механизмами.
Какие коробки любят покупатели в разных странах?
В разных странах разное отношение к механическим и автоматическим коробкам. Например, в США очень трудно найти автомобиль с механической коробкой — американцы любят комфорт, расстояния у них достаточно большие, а автомобили, напротив, очень дешевые. Поэтому более 95% автомобилей в США с автоматическими коробками. Механику ставят в основном на бескомпромиссные спорткары типа «Шевроле Корвет» или «Додж Челленджер», но это — выбор единичных покупателей.
В Европе покупатели, напротив, чаще выбирают механическую коробку. В Европе люди бережливы, и лишняя тысяча евро, сэкономленная при покупке машины, играет большую роль. Плюс автомобиль с «механикой» обычно потребляет меньше топлива, которое в Европе недешево — поэтому выбор не очень богатых европейцев очевиден. Хотя в последнее время процент автомобилей с АКПП в Европе неуклонно растет, и все больше производителей предлагают на выбор оба вариант коробки передач для покупателей.
А что дает «механика»?
По количеству преимуществ МКПП превосходит «автомат», но перечислять их каждый водитель будет в разном порядке. Один мой знакомый гонщик, объясняя, почему никогда не сядет на автомобиль с АКПП, привел такой главный аргумент: «Механическая коробка позволяет лучше чувствовать машину». И я с ним абсолютно согласен.
Да что говорить: умело работая «кочергой» (рычагом КПП) можно даже не очень резвую тачку сделать чуть более прыткой. С автоматом такое не пройдет, у него — свой алгоритм. А что еще дает «механика»?
Разберем по пунктам:
1. Механическая коробка перемены передач намного дешевле автоматической. Соответственно, вы экономите на покупке автомобиля. Научившись правильно переключаться, переходить, когда нужно, на нейтраль, двигаться накатом, можно добиться приличной экономии топлива.
2. «Механика» намного дешевле в обслуживании, нежели АКПП, она же требует и меньше масла. Да и ремонт не так дорог.
3. Когда садится аккумулятор, на авто с МКПП можно съехать с горки, выжав сцепление, и на пониженной передаче завести автомобиль.
4. В случае поломки, не обязательно вызывать эвакуатор, чтобы и доставить машину в автосервис. Отбуксировать ее можно и на тросе.
5. Разгонные характеристики автомобиля на «механике» выше, чем на «автомате». В последнем случае кикдаун срабатывает не мгновенно, а на МКПП, правильно действуя селектором, сцеплением и газом ты можешь добиться лучших показателей, чем те, что прописаны в технических характеристиках машины.
6. Считается, что автомобиль с МКПП легче завести в зимнее время. Не знаю, не проверял: мой автомобиль с «автоматом» заводится без проблем и в 30-градусный мороз.
7. А вот здесь и проверять ничего не надо, в смысле и так все ясно. Огромное зимнее преимущество авто с МКПП — возможность враскачку выбраться из снежной западни. На «автомате» тоже можно немного раскачаться, быстро переключаясь с «D» на «R» и обратно, только вот длительная пробуксовка «автомату» противопоказана.