Четыре колеса на автомобиле хорошо, а восемь – лучше. Вездеход «Шаман», созданный в ООО «Авторос», именно такой – восьмиколесный. Но это среди автомобильного транспорта не редкость, и даже то, что все они ведущие, не является чем-то неординарным, а вот то, что его колеса для совершения маневра могут поворачиваться одновременно, обычным точно не назовешь. Такая особенность не единственная, что выделяет эту машину из всего многообразия серийной техники, выпускаемой автомобильной промышленностью, причем не только в нашей стране, но и по всему миру.
Содержание страницы
Появление «Шамана»
Впервые еще опытный образец был представлен публике в 2008 году на автовыставке в Москве. Спустя четыре года там же любители техники вновь увидели снегоболотоход, но уже с обновленным шасси, в 2013-м в продажу поступила небольшая опытная партия машин, а предприятие объявило о начале приема заявок на их производство под индивидуальные заказы.
Почему так, а не массовая постановка на конвейер? Дело в том, что если узнать, сколько стоит вездеход «Шаман», желание его приобрести останется лишь у состоятельных любителей экстремальных поездок и отдыха, но об этом позже, и забегая вперед, нужно сказать, что машина того стоит. Ведь прежде чем внедорожник попал на продажу, он прошел массу проверок и испытаний, результаты которых были тщательно проанализированы и учтены в конечной конструкции.
В итоге получилась необычная, надежная и дорогая машина.
Немцы протестировали гигантский вездеход «Шаман» и изменили мнение о русских автомобилях
Немецкие автомобильные обозреватели смогли поближе познакомиться и по достоинству оценить вездеход «Шаман». Одним из первых с машиной познакомился журналист Гернот Крампер, который был в восторге от русского богатыря на восьми колесах. В первую очередь вездеход поразил немца своими габаритами – 6400х2500х2700 мм. Весит «Шаман» 4.5 тонны, а его дорожный просвет составляет 45 см. Невероятную проходимость этой машине, конечно же, обеспечивает колесная формула 8х8.
Журналисты были восхищены тем, что «Avtoros Shaman» благодаря полному приводу и шинам низкого давления может с легкостью пересекать любые участки пересеченной местности, а при необходимости даже преодолевать водные преграды. Не малое удивление у немецких журналистов вызвал и тот факт, что «Шаман» нуждается всего в одном водителе, несмотря на свои колоссальные габариты. Посадочное место водителя напоминает рубку капитана. Оно установлено строго посередине. Кстати, в пассажирской версии есть еще до 9 посадочных мест.
Супермощного двигателя для эффективного передвижения «Шаману» не нужно. Вполне хватает и какого-нибудь Iveco F1C с выходным показателем мощности 146 лошадиных сил. Дело в том, что полный привод задействуется только на пересеченной местности. На обычной дороге тянет лишь передняя пара колес. В случае острой необходимости машина может двигаться «крабом». Специальных навыков для управления русским вездеходом не нужно.
В случае острой необходимости машина может двигаться «крабом». Специальных навыков для управления русским вездеходом не нужно.
На бездорожье «Шаману» нет равных. Крампер, по данным 2Drive.ru, подчеркнул, что в этом русские точно знают толк.
Главный секрет вездехода в использовании уже упомянутых шин низкого давления, которые равномерно распределяют массу автомобиля по большей площади для предотвращения увязания.
2drive.ru
Особенности «Шамана»
Прежде всего, нужно сказать, что при разработке этого вездехода конструкторы объединили в нем элементы двух, принципиально разных транспортных средств.
Корпус автомобиля установлен не на раму, как у классических машин, а герметично соединен с лодкой, внутри которой установлены все агрегаты трансмиссии. Кроме того, предусмотрена возможность, по желанию заказчика, установки гребного винта, который увеличит скорость движения во время преодоления водных преград.
Как уже упоминалось выше, вездеход «Шаман» восьмиколесный, конечно, ничего необычного в этом нет, но у него все колеса поворачиваемые. Что делает машину очень маневренной: при более чем шестиметровой длине радиус поворота соизмерим с характеристиками легковых автомобилей. Это достигается тем, что колеса поворачиваются в разные стороны, то есть если две пары передних повернуты вправо, то обе пары задних влево.
Можно повернуть и все восемь в одну сторону. В этом случае вездеход «Шаман» (8х8) будет двигаться так называемым крабьим ходом, который полезен при движении по болотам, в этом случае каждое последующее колесо не попадает в колею предыдущего.
Колеса «Шамана»
Шины «Шамана» имеют диагональную конструкцию (нити кордных слоев перекрывают друг друга по диагонали) и повышенную прочность боковин. При этом покрышки остаются тонкостенными, за счет такой структуры они оказывают низкое давление на почву, создавая широкое пятно контакта с грунтом, почему их и называют шинами низкого давления. Кроме того, они являются всесезонными.
В автомобиле предусмотрена система автоподкачки, позволяющая не останавливаться, даже если колесо было повреждено.
Узлы и агрегаты
Российский вездеход «Шаман» оборудован турбированным дизельным силовым агрегатом мощностью в 146 л.с. – Iveco F1C 3.0 TD, пятиступенчатой КПП механического типа – ZF 6 S-400, двухступенчатой «раздаткой» с блокируемым дифференциалом. Кроме того, в трансмиссии установлено четыре межколесных дифа с принудительными блокировками, управление которыми осуществляется через пневмопривод.
Машина развивает скорость на шоссе до 70 км/час. Однако для снегоболотоходов гораздо важнее не максимальная, а минимальная скорость движения, чтобы при езде по глубокому снегу или же болоту свести к минимуму риск увязнуть. Поэтому разработанные итальянскими инженерами двигатель и трансмиссия устроены таким образом, что позволяют на протяжении нескольких часов ехать со скоростью 2-3 км/час без каких-либо проблем (перегрева, неравномерной работы силовой установки).
Все четыре моста вездехода позаимствованы у отечественного УАЗ «Спайсер».
Подвеска – независимая, двухрычажная, А-образная, обеспечивающая отличную управляемость, устойчивость и маневренность вездехода, а благодаря гидропневматическому лифту есть возможность регулировки не только ее жесткости, но и дорожного просвета, в зависимости от обстановки на дороге.
Так как вездеход «Шаман», по сути, является амфибией, то, как и положено машинам такого типа, в нем предусмотрено два высокопроизводительных откачивающих насоса, способных выбирать по 200 литров воды ежеминутно, установленные «на всякий случай».
Лимузин в болоте: тест-драйв вездехода Шаман
Турбодизель Iveco F1C не является совсем уж «тёмной лошадкой» для наших водителей. Этот агрегат установлен, например, на Fiat Ducato. Ничего выдающегося и тем более экспериментального в этом дизеле нет, и это очень хорошо: ставить эксперименты на вездеходе просто глупо. Вкратце напомним основные параметры мотора. Это рядный четырёхцилиндровый агрегат, объём которого составляет три литра. Мощность – 176 л.с., крутящий момент – 350 Нм. Блок чугунный, стенки блока достаточно толстые и прочные, ресурс вполне может достигать 700 тысяч километров пробега, хотя применительно к вездеходу лучше использовать измерения в моточасах. Один из важных показателей – это вес двигателя, который едва дотягивает до 270 кг. Добавим сюда ещё компактные размеры и ответим на уже заданный внутри себя вопрос: почему бы не поставить отечественный мотор? А потому, что ничего подходящего отечественного нет. Жутким грехом было бы агрегатировать с этим дизелем какую-то российскую коробку передач, поэтому тут стоит пятиступенчатая коробка ZF. Стоило бы ожидать, что и все остальные редукторы, раздатки и прочие штучки будут стоять от каких-нибудь импортных грузовиков и внедорожников. Ан нет, не так всё просто. Я не открою Америки (эх, Колумб, Колумб…), если скажу, что именно трансмиссия во многом определяет характеристики любого вездехода. Вряд ли можно взять её где-то готовую и успешно приспособить к новой технике, да ещё и ждать от этого выдающихся результатов. Когда в 2012 году начиналась работа над Шаманом, он ещё даже в планах не имел восьми колёс. Шесть он, правда, имел, но этим тогда всё и ограничивалось. Испытания показали, что нужной проходимости добиться не удалось. Тогда осей стало четыре. Разумеется, все колёса должны быть ведущими, иначе с длинной базой не составит особого труда подвесить ведущие колёса в воздухе и встать почти на ровном месте. Сделать все колёса ведущими и – откроем один секрет сразу – управляемыми гораздо сложнее, чем без меча-кладенца завалить трёхголового змея в русской народной сказке. Тогда конструкторы предприятия «Авторос» попытались передать часть работы в подрядные организации. Кое-что получалось, но в итоге всё равно доводили до ума своими силами и позже отказались от услуг посторонних инженеров. И в конце концов получилось такая вот интересная система. Раздаточная коробка стоит одна, двухступенчатая, пятивальная, с блокируемым дифференциалом и подключаемыми двумя передними мостами. На ней же есть вал отбора мощности. Делают её не на самом «Авторосе», а на стороннем предприятии, но по конструкторской документации разработчиков «Автороса». Поэтому можно сказать, что раздатка тут «своя» и, не побоюсь этого слова, уникальная. Всего же здесь установлены четыре межколёсных дифференциала, два межмостовых и один между передней и задней тележками. И всё это можно заблокировать, причём одним нажатием пальца, чем мы обязательно и займёмся, только чуть позже. fishki.net
Салон вездехода «Шаман»
Если при разработке большинства внедорожников подобного класса конструкторы основной упор делали на проходимость, не особо заботясь об удобстве водителя и пассажиров, то вездеход «Шаман» является ярким исключением.
Место водителя чем-то напоминает кабину самолета: кресло, оборудованное всевозможными регулировками, расположено обособлено.
Все необходимые приборы и панели управления, которые специально изготавливались для этой машины немецкой компанией Hella, расположены в удобной доступности. Рулевая колонка, как в любой хорошей машине, регулируется и по углу, и по вылету.
Для пассажиров предусмотрены качественные анатомические кресла.
Словом, великолепная плавность хода, прекрасная шумоизоляция, система климатического контроля, управляющая кондиционером, довольно просторный для такой машины салон, позволяющий не только с удобством устроиться пассажирам, но и расположить в специальных ящиках всевозможный багаж, позволяют отправиться в путешествие по непролазным местам с комфортом.
Удобство водителя
Любой качественный вездеход, к числу которых, безусловно, относится и «Шаман» должен быть идеально удобным для водителя. Это обеспечивается уютной и просторной кабиной, интуитивно расположенными приборами. Все они повернуты к пилоту.
Удобная направленная на водителя панель приборов
К тому же, пульты, при помощи которых реализуется управление, оборудованы специальной клавиатурой мембранного типа. Это в значительной степени облегчает и ускоряет процесс передвижения. Еще одним удобным дополнением, которым характеризуется вездеход «Шаман», следует считать автоматизированную систему подкачки колес.
Автоматическая подкачка колес на вездеходе Шаман
Впрочем, речь идет об оригинальных настройках, любой водитель может изменить их на свое усмотрение. Потому что именно представленное средство передвижения каждый из автолюбителей может переделывать в соответствии с собственным вкусом.
Насколько хороши вездеходы вездепроходимцы пелец?
Также хочется отметить способ передвижения по воде, для этого предусмотрен в определенных комплектациях мотор с винтом, благодаря чему скорость передвижения значительно увеличивается
Специальный штатный винт на вездеходе, предназначенный для передвижения по воде
Вездеход «Шаман»: технические характеристики
- Габариты: длина – 6 м 30 см, ширина – 2 м 64 см, высота – 2 м 75 см.
- Колея колес – 1 м 95 см.
- Грузоподъемность: в условиях твердого грунта – 1,5 тонны, на зыбкой поверхности – 1 тонна.
- Дорожный просвет – 45 см (кстати, больше, чем у самого совершенного и современного серийного внедорожника).
- Вместимость (вместе с водителем) – 12 человек.
- Снаряженная масса – 4 т 800 кг.
- Скорость движения: по дорогам общего пользования – 70 км/час, по воде – 5 км/час.
- Средний расход горючего – 25 литров.
- Емкость бака – 260 литров.
Особенности вездеходов российского производства «Шаман»
Статьи по теме:
- ХУНТА ВЕЗДЕХОД ЦЕНА вездеход хаски ценаГлавная » Обзоры » Вездеход Hunta в России получит название ХаскиВездеход Hunta в…
- Q30 INFINITI ЦЕНА ОбзорЦены и комплектацииХарактеристикиФотоВидео Пятидверный хэтчбек «Инфинити Q30» (Infiniti Q30) предлагается с бензиновыми турбомоторами 1.6 и…
- КОЛЕСА НА ШЕРП ВЕЗДЕХОД ЦЕНА Вездеход Шерп предназначен для преодоления условий абсолютного бездорожья и обеспечения доступа, путем наземного транспорта, к…
- ФИАТ ТОРО ЦЕНА Fiat Toro впервые предстал перед широкой публикой в октябре 2020 года, он будет производиться на…
Вездеход «Шаман» (8х8): цена
Стоимость снегоболотохода не фиксирована и может варьироваться в зависимости от комплектации. Так на базовый вездеход «Шаман» цена на середину 2020 года составляла около 8950000 рублей. Сумма немалая, но не стоит забывать, что аналогичной машины с такими характеристиками еще не существует.
И это еще не потолок, к примеру, в отправную комплектацию гребной гидровинт не входит, а его установка обойдется будущему владельцу в дополнительные 285 тыс. рублей. Монтаж гидролебедки влетит еще в 210 тыс. рублей. Внешний багажник на крышу с лестницей добавит к стоимости 90 тыс. рублей. В общем-то опции необязательные, но для вездехода нелишние.
Впрочем, для людей, которых потеря сотни тысяч рублей особо не расстроит, производитель предлагает и приятные излишества. Так, отделка натуральной кожей руля, рукояток КПП, «ручника», а также солнцезащитных козырьков будет стоить 105 тысяч рублей.
Словом, вездеход «Шаман», цена которого, конечно, высока, доступен далеко не каждому, но с другой стороны, «хорошее дешевым не бывает».
Видимо, все по той же причине – высокой стоимости — отзывов о внедорожнике от владельцев практически нет. Однако журналисты из знаменитой британской программы Top Gear, принявшие участие в тест-драйве машины, были просто в восторге, назвав «Шамана» даже более диковинным, чем знаменитый автомобиль Джеймса Бонда, высоко оценив его характеристики, и они, конечно, правы.