Гражданская версия ГАЗ-2330 «Тигр»: обзор русского джипа

Спор, какой бронеавтомобиль - СПМ-1 Тигр или Iveco LMV - больше подходит для специфических российских условий, и прав ли был экс-министр Анатолий Сердюков, закупая иностранные образцы брон

Содержание страницы

Гражданская версия: зачем и для кого

Гражданская версия машины создана в 2009 году на основе базового армейского варианта с применением всех технологий, предназначавшихся для военной техники. Она специально рассчитана на тех потребителей, кому нужно надёжное транспортное средство повышенной проходимости для перевозки людей и различных грузов по труднодоступной местности. От прототипа авто отличается небронированным алюминиевым кузовом, улучшенной внутренней отделкой и большей грузоподъёмностью. За счёт сочетания проходимости, комфорта и приемлемой стоимости «Тигр» пользуется популярностью не только у «нефтяных» менеджеров высшего звена, его часто приобретают охотники, рыбаки и туристы.

Автомобиль ГАЗ-2330 «Тигр»

Гражданский «Тигр» создан на базе армейского варианта ГАЗ-2330

История создания

Заказчиком многоцелевого транспортного средства выступило военное ведомство ОАЭ, выделив на разработку и изготовление опытных образцов 60 миллионов долларов США. Первые образцы Tiger HMTV были представлены в Абу-Даби на Международной выставке вооружения IDEX-2001. Автомобили заказчику понравились, но в результате контракт на поставку Тигра так и не был подписан.

Так у ГАЗа остался задел — разработанный и готовый к серийному производству автомобиль. На ГАЗе были собраны несколько автомобилей второй серии — с иной внешностью и интерьером. Именно они под названием ГАЗ-2330 «Тигр» были представлены на МIMS-2002.

Технические характеристики (таблица и описание)

Основой автомобиля является рамная конструкция с цельнообъёмным пятидверным кузовом и платформой грузоподъёмностью 1500 кг, которая отделена от пассажирской части перегородкой. Для заказа также доступен вариант с кузовом пикап. Функции силового агрегата выполняют 6-цилиндровые рядные дизели мощностью 205 л. с. с турбонаддувом и жидкостной системой охлаждения. «Тигр» оснащён 5-ступенчатой механической коробкой передач.

С учётом резкого увеличения расхода горючего при движении по бездорожью и естественных проблем с заправками вдали от дорог на машине предусмотрены два топливных бака общей ёмкостью 136 литров.

Длина/ширина/высота (мм)5160/2300/2150
Масса (кг)6200
Дорожный просвет (мм)400
Двигатель: тип/мощность (л. с.)дизель/205
Колёсная формула4х4
Максимальная скорость (км/ч)160
Средний расход топлива (л/100 км)20
Минимальный радиус разворота (м)9
Глубина преодолеваемого брода (м)1

СПМ-1 «Тигр» или Iveco LMV: чем плох итальянский бронеавтомобиль?

'СПМ-1

Начать нужно с главного – бронезащиты, ведь подобные машины как раз и создаются для сохранения жизни экипажу. Российские специалисты проводили обстрелы IVECO бронебойно-зажигательными пулями Б-32 с использованием баллистического ствола калибра 7,62х54. Именно от такого боеприпаса производитель гарантировал полную защиту по третьему уровню STANAG 4569 (он соответствует российскому 6а классу баллистической защиты по ГОСТ Р 50963-96). Огонь велся с разных дистанций во всевозможные места автомобиля: стыки бронепанелей, кромки стекла – с целью найти уязвимость. В первый день было произведено 150 выстрелов, во второй — порядка 60. Ни одного пробития достигнуто не было. И это без дополнительной брони.

А что же «Тигр»? Согласно официальным пресс-релизам, все очень хорошо, экипажу бояться нечего. А вот в жизни несколько по-иному. В блоге «Живого журнала», который ведет сотрудник спецназа под ником k_a_r_d_e_n, есть интересная запись о бронезащите «Тигра». Сотрудники при поступлении машины в подразделение провели традиционную проверку на пулестойкость.

Обстрел производился из АК74М стандартным патроном ПП(7Н10). Пуля пробила борт, сердечник пули пробил баллистический пакет и сделал вмятину на обшивке задней двери. И это всего лишь 5,45!… Также не порадовало бойцов отсутствие бронирования капота. Получается, что нескольких пуль в моторный отсек хватит для обездвиживания машины.

Еще один плюс итальянского броневика — навесной бронекомплект, защищающий от крупнокалиберных пуль до 14,5 мм, правда, тогда он становится менее подвижным. Для «Тигра» подобное бронирование невозможно — машина просто не сдвинется с места — подвеска с ходовой не выдержат нагрузки.

Впрочем, есть одна любопытная деталь, керамическая броня Iveco LMV производится немецкой фирмой Barat Ceramics, которая собирает ее в панель по форме детали и отсылает итальянцам. Удешевлению производства автомобиля это не способствует.

Противоминная защита

У LMV M65 IVECO технология защиты подразумевает создание отдельной бронекапсулы для обитаемого отделения, которая оборудована керамической баллистической защитой, крепящейся к металлическому каркасу, стандартными бронепанелями и бронестеклами. Ребрами жесткости служит специальный трубчатый каркас. Энергия взрыва поэтапно гасится керамической защитой, двухслойным днищем, стойками каркаса, крышей, подвесной системой. К сиденьям членов экипажа автомобиля через подвесную систему приходит значительно ослабленный импульс ускорения, который не превышает медицинские нормы перегрузок для человека.

По словам конструкторов, LMV M65 IVECO выдерживает подрыв на мине мощностью до 8 кг в тротиловом эквиваленте. На деле оказалось, что запас прочности машины намного больше. Так, 14 апреля 2010 года в районе Лудины, 20-30 км севернее Кала-и-Нау (Афганистан), LMV M65 подорвался на самодельной мине мощностью в тротиловом эквиваленте примерно 20 кг. Погибших нет, только раненые и контуженные.

За 10 лет эксплуатации в боевых условиях были подорваны 10 машин и только один раз погибли двое и получили ранения трое испанских военнослужащих (26.06.2011 г., Афганистан) при боковом взрыве мощностью 120 кг в тротиловом эквиваленте.

А что же «Тигр»? Его создатели с уверенностью утверждают, что машина выдерживает подрыв на взрывном устройстве мощностью … 200 г. Это эквивалент ручной гранаты. Получается, что противоминной защиты у «Тигра», как таковой, и нет.

Расход топлива/проходимость

Расход топлива на войне, согласитесь, тоже немаловажная вещь. Так вот, у «Тигра» в среднем около 40 л/100 км при массе в 6-7 тонн, этого хватает на 350 км. Для сравнения: неотрегулированный БТР-80 при массе в 12-15 тонн потребляет те же 40-60 л/100 км! Кстати, это стало одной из причин отказа от машины представителей Арабских Эмиратов. Даже для них такое было чересчур.

IVECO расходует около 15 л /100 км при запасе хода в 500 км. По поводу видеоролика, где IVECO в заезде по снежной целине отстает от российских бронеавтомобилей, поясним: первые экземпляры, купленные в Италии, не приспособлены для зимней эксплуатации, в их комплектацию не входили защита от снега и цепи на колеса, которые имеются на аналогичных машинах армий Норвегии и Австрии. Широкий бампер при езде по глубокому снегу создавал эффект отвала, толкающего впереди IVECO снежный сугроб, что приводило к существенному замедлению хода. Автомобиль не вяз, но шел тяжело, рывками.

Кстати, те же полевые испытания показали, что проходимость «Тигра» весьма сомнительна, и хорошо, если рядом есть «КамАЗ».

На фото «Тигр» сел днищем на пласты слежавшегося снега, автомобиль потерял свои ходовые качества

К тому же, часто в достоинства российского броневика записывается просторное боевое отделение. Мол, в десантном отделении могут комфортно разместиться шесть бойцов в полной экипировке… А по фото и не скажешь.

Впрочем, в российских условиях эксплуатации у Iveco LMV выявился опасный враг – армейская солярка, которую заточенный под EURO 3 итальянский дизель воспринимает больше как отраву, чем топливо.

Ну, и при выборе бронеавтомобиля часто смотрят на цену, а здесь «Тигр» вне конкуренции. Согласно информации из открытых источников, итальянский броневик стоит 20-23 млн российских рублей за единицу, «Тигр» стоит около 5 млн руб. И пока не стихают споры вокруг этой машины, Iveco LMV приняли на вооружение уже 11 стран, итальянский бронеавтомобиль прошел обкатку в нескольких военных конфликтах, где заслужил положительные оценки от армейцев.

Комплектация и варианты исполнения русского джипа

«Тигр» комплектуется гидроусилителем руля, встроенными колёсными редукторами, раздаточной коробкой и механизмом блокировки межосевого дифференциала с кнопочным управлением. Плавность хода машины во многом обеспечена применением независимой торсионной подвески, дополненной энергоёмкими двухтрубными амортизаторами. Торсионы смонтированы внутри лонжеронов рамы. Выдающаяся проходимость также обеспечивается наличием регулируемой системы централизованной подкачки воздуха в шины. Из дополнительных опций и агрегатов в комплектацию входят:

  • аудиосистема;
  • кондиционер;
  • предпусковой обогреватель;
  • усиленная система отопления салона;
  • электрическая лебёдка;
  • антиблокировочная система колёс;
  • электростеклоподъёмники.

Машина оборудована вместительным багажником и лестницей на задней двери. В крыше авто установлен люк с электроприводом, а при отделке интерьера салона использована натуральная кожа и замша. «Тигр» оборудован электрической регулировкой передних сидений и видеокамерой заднего обзора.

ГАЗ-23303x «Тигр»

Специальные полицейские машины ГАЗ-233034 (СПМ-1) и ГАЗ-233036 (СПМ-2) предназначены для использования в качестве транспортного средства и оперативно-служебной машины МВД России при проведении контртеррористических операций, выполнении задач территориальной обороны, оказании содействия ФПС России, включая транспортирование личного состава при совершении марша, защиты экипажа от огнестрельного оружия и поражающих факторов взрывных устройств.

ГАЗ-233036 «Тигр» — бронированный автомобиль, которому присвоен 5-й класс защиты. В крыше машины имеется два люка, в салоне, кроме размещения экипажа, предусмотрены места для установки радиостанции и блокиратора радиоуправляемых взрывных устройств.

СПМ-1 ГАЗ-233034 укомплектован дополнительными опциями, такими как система кондиционирования, кронштейн под установку вооружения и др.

Достоинства и недостатки

Ценность машины заключается в том, что она великолепно выполняет свои функции в тех условиях, для которых изначально создавалась – «Тигр» уверенно движется и легко перевозит грузы по бездорожью. Фактически этот джип может остановиться только тогда, когда сядет на брюхо или завязнет на половину корпуса. Салон автомобиля отделан с применением натуральных материалов, в нём установлена качественная стереосистема с шестью динамиками. Удобство посадки водителя и пассажира обеспечивается регулировкой сидений, на которых предусмотрен подогрев, а также подлокотниками на всех креслах.

Тест-драйв автомобиля «Тигр»

Из немногочисленных минусов отметим недостаточную управляемость машины при движении на высоких скоростях по накатанной колее. Впрочем, чего-то иного ожидать от автомобиля массой в 6,5 тонн, пусть даже он и оборудован штатным гидроусилителем, просто затруднительно. Взыскательные потребители обращают внимание на некоторую примитивность салона «Тигра», а также недостаточное качество швов и применяемых заклёпок. Многие отмечают излишний уровень шума при движении, что определяется расположением коробки передач в салоне.

Фото гражданских вариаций авто

Цена автомобиля

Для автомобилей своего класса «Тигр» широко представлен в открытой продаже, причём можно приобрести как подержанную, так и новую машину. Стоимость нового ГАЗ-2330 колеблется в пределах 6–9 миллионов рублей — такой разброс цен зависит исключительно от комплектации, которая каждый раз отдельно оговаривается при заказе.

Специфический круг владельцев гражданского «Тигра» определяет большое количество тюнинговых ателье, которые доводят авто под индивидуальные требования заказчика. Доработка машины руками таких специалистов может удвоить её заводскую стоимость.

Сейчас владельцами новенького «Тигра» являются лишь несколько сотен человек — это определено узкой областью его применения и высокой ценой. Тем не менее машины с пробегом по цене в 3,5–5 миллионов рублей всегда доступны для покупки на вторичном рынке.

Видео о результатах работы одного из тюнинг-ателье

Можно уверено констатировать, что российским инженерам удалось решить задачу адаптации военной техники к гражданским условиям. Внедорожник ГАЗ-2330 представляет собой образец продукции отечественного автопрома, выполненный на самом современном уровне. Военное прошлое «Тигра» позволяет эффективно эксплуатировать автомобиль в тяжёлых условиях и уверено чувствовать себя на нём при езде в городе. Жаль, что полноценно оценить эти достоинства сможет только избранный потребитель, ведь людям со средним достатком такая покупка просто не по карману.

Алексей Романов

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: