Тест-драйв отечественного внедорожника «Сталкер» показал высокие результаты проходимости и управляемости

Апал-2154 «Сталкер»: реальный миф -

Рождение «Сталкера»

АПАЛ фото

Первый раз производственная компания АПАЛ представила свой внедорожник на автомобильном шоу в 2003-м. Легкий трехдверный «Сталкер» удивил публику не только своей компактностью и дешевизной, но и каркасно-панельной конструкцией кузова — каркас сделали из стальных труб, панели выполнили из композитных материалов, на которых не образуется ледяная пленка. Оказывается, главный идеолог проекта Павел Попов задумал автомобиль еще в 1990-е, когда возглавлял «Опытный завод № 100» в Челябинске. Предполагалось, что «Сталкер» будет транспортером для использования в армии. Но тогда, в непростые для российской оборонной промышленности времена проект так и не реализовали. Попова пригласили работать в Тольятти, тогда «Сталкер» получил новую жизнь.

Кстати, «Апал», как и «Лада-Пласт», которые составляют один холдинг, одни из самых крупных в стране производителями листового пластика, внешних и внутренних пластиковых деталей для нужд автопрома.

Апал-2154 «Сталкер»: реальный миф

Этот компактный внедорожник с пластиковым кузовом мог бы «взорвать» рынок в своем сегменте. Более того, он был на шаг от серийного производства. Однако не сложилось, и тольяттинский Апал-2154 «Сталкер» из сверхперспективной разработки превратился в химеру.

салон Апал 2154

Идейным вдохновителем проекта Апал-2154 «Сталкер», стартовавшего в первой половине 1990-х, был директор одного из оборонных предприятий страны Павел Попов. Изначально, с учетом интереса к проекту со стороны Минобороны, автомобиль с каркасно-панельным кузовом был замыслен как армейский транспортер переднего края. Но в рамках конверсии планировалось наладить производство внедорожника для гражданских лиц. Крен в сторону «мирной» версии стал однозначен после закрытия военного завода, когда оставшегося не у дел Попова пригласили в научно-производственную для «шлифовки» модификации внедорожника под широкие массы. Работа над машиной забурлила с новой силой. «Лада-Тул» инвестировала в проект немалые средства, создав опытный участок, пригласив квалифицированный персонал и закупив производственное оборудование. Ключевым являлся вакуумно-формовочный комплекс из Германии. Эфемерный до сих пор «Сталкер» оказался близок к реальному воплощению. Но «Лада-Тул» переоценила свои возможности и из-за финансовых проблем была вынуждена закрыться. Все наработки по внедорожнику достались другой фирме из Тольятти – «Апал», которая на тот момент была одним из основных производителей пластиковых деталей для автомобильной промышленности. Это обстоятельство не только подчеркнуло символизм «конструкторского-производственного» тандема, но и существенно облегчило работу над машиной. К тому же коллектив профессиональных конструкторов тоже был перебазирован в «Апал». Неудивительно, что ходовой образец был достроен в кратчайшие сроки, и в 2003 году Апал-2154 «Сталкер» представили общественности на тольяттинской автовыставке.

Апал-2154 «Сталкер»: реальный миф

«Сталкер» представлял собой компактный внедорожник с трехдверным кузовом (с тканевым верхом), выполненным из композитных материалов, который базировался на каркасе из стальных труб прямоугольного сечения. Такая конструкция отличалась относительно небольшим весом и неприхотливостью эксплуатации. В частности, кузовные панели не были подвержены коррозии, не боялись царапин и не были склонны к обледенению в холодное время года. Кстати, панели были выполнены не из привычного стеклопластика, а из нового композита, именуемого термопластом. Этот материал, созданный непосредственно в Тольятти, отличался повышенной прочностью и стойкостью к низким температурам. К тому же он окрашивался в процессе формования в массе. Донором для «Сталкера» стал ВАЗ-2105. В качестве силового агрегата использовался полуторалитровый барнаульский дизель мощностью 50 л. с., которым мелкосерийно оснащалась вазовская продукция. Машина имела привод лишь на одну, заднюю ось.

Апал-2154 «Сталкер»: реальный миф

Довольно качественно выполненный и вполне симпатичный «Сталкер» вызвал у народа неподдельный интерес. Первоначально «Сталкеру» отводилась роль модели, популяризирующей преимущества термопласта. Но интерес публики непосредственно к транспортному средству рос от выставки к выставке в геометрической прогрессии, и руководство «Апала» отважилось на попытку создания производства. Начались поиски партнера, который должен был заняться «железом»: изготовлением каркасов и сборкой. Им стала приближенная к АвтоВАЗу , специализирующаяся на изготовлении малосерийных растянутых «десяток» — ВАЗ-21108 «Премьер». «Апалу» отводилась роль разработчика и поставщика пластиковых компонентов. На мощностях «Супер-Авто» были сделаны только два «Сталкера». Вновь созданный союз разрушился из-за денежных разногласий.

Апал-2154 «Сталкер»: реальный миф

Бедолага внедорожник между тем потихоньку совершенствовался. Причем с перспективой выхода в серию. Так, второй ходовой образец «Сталкера» (а всего, забегая вперед, было выпущено десять экземпляров) для повышения практичности оснастили жесткой крышей. Третью и последующие модификации «Сталкера» переосмыслили гораздо более основательно. Донором узлов и агрегатов теперь стала «Нива». Соответственно, до 83 л. с. увеличилась мощность двигателя, а главное, появился полный привод. С ним внедорожник лишился «паркетной» ущербности, особенно с учетом 200-миллиметрового дорожного просвета. Габариты машины определялись длиной 3375 мм, шириной 1546 мм и высотой 1761 мм. Колесная база составляла 2200 мм, а снаряженная масса – всего 1170 кг. В зимний период пришлось решать вопрос совместимости каркаса с наружными панелями. Дело в том, что металл сжимался от холода меньше, чем термопласт. Панели в результате подвергались избыточной нагрузке и трескались. Проблему удалось «закрыть» с помощью овальных отверстий (вместо круглых), благодаря которым у обшивки появился свободный ход. Очередным «сюрпризом» для создателей машины мог стать крэш-тест, необходимый для получения сертификата транспортного средства. Кто знал, как поведет себя пластик при лобовом ударе на скорости 50 км/ч. Но все прошло успешно: термопласт разрушился без образования опасных осколков.

Апал-2154 «Сталкер»: реальный миф

В 2006 году «Сталкер» обзавелся лицензией на малые серии. Примерно в то же время необычным внедорожником заинтересовалось руководство Чечни. Интерес был настолько силен, что после рассмотрения бизнес-плана, по которому планировалось ежегодно выпускать порядка 4000 автомобилей, под проект были зарезервированы цеховые площади (10 тыс. кв. м) и закуплено первоклассное производственное оборудование. При таких масштабах стоимость машины должна была составлять примерно 200 тыс. рублей. Для сравнения, базовая «Нива» тогда стоила 250 тыс. «Сталкер» был в одном шаге от серийного производства. Но по причинам, скрытым завесой секретности, проект застопорился в финальной фазе.

Апал-2154 «Сталкер»: реальный миф

Очередной шанс у внедорожника появился в 2009-м, когда некий бизнесмен из Германии вышел на руководство «Апала» с целью создания совместного предприятия. В соответствии с радужными планами объем выпуска должен был составить около 17 тыс. экземпляров в год. Причем большая часть «тиража» планировалась для потребителя из Европы. Тольяттинцы клюнули на заманчивое предложение и даже спроектировали оригинальную, перекроенную по размерам, «евроверсию» с использованием узлов и агрегатов дизельного «Дастера». Автомобиль планировалось собирать в Германии из российских машинокомплектов и продавать по 15 тыс. евро.

Апал-2154 «Сталкер»: реальный миф

В 2011 году европейский «Сталкер» был представлен на Франкфуртском автошоу как Travec Tecdrah, после чего должно было начаться производство. Но и в этот раз не срослось. Как ни странно, из-за немцев.

Еще один призрачный шанс появился у «Сталкера» в 2016-м, когда выпуском внедорожника должна была заняться «вазовская дочка» – «ВИС-Авто», производившая фургоны на основе тольяттинских легковушек. Но, словно по злому року, дело зачахло и здесь.

Новости СМИ2

Обсуждение Отменить

Хочу получать самые интересные статьи

Ноу-хау из Тольятти

АПАЛ фото

Какой автомобиль увидели зрители автомобильного шоу в 2003-м? «Сталкер» — кроссовер с матерчатой складной крышей, легким пластмассовым кузовом, четырехцилиндровым дизелем ВАЗ-341 объемом 1,52 литра, пятиступенчатой коробкой передач. Он был выполнен на базе модели ВАЗ-2105 с задним приводом. Ноу-хау АПАЛа — наружные панели автомобиля, выполненные из многослойного термопласта. Этот композит — разработка тольяттинской фирмы, прочный и устойчивый к низким температурам материал. Упростить и удешевить производство позволяет окрашивание термопласта в процессе изготовления. Отдельно красить автомобиль не придется. Такой инновационный подход сродни немецкому автомобильному производству.

Цена нового внедорожника «Сталкер» на базе «Нивы»

В Грозном настолько заинтересовались новой моделью, что от Правительства Чечни поступило указание об организации серийного производства в кратчайший период. Изначально годовой объем планировался в количестве 4 тысяч экземпляров. Розничная цена этих модификаций должна была варьироваться в пределах 300 тысяч рублей. Последующие переговоры снова застопорились, и массовый выпуск новинки снова стал под вопросом.

новый внедорожник на базе нивы сталкер

В 2010 году в обратился малоизвестный предприниматель из Германии. Маркус Неске предложил организовать выпуск 17 тысяч автомобилей, но на производственных мощностях «Дачиа Дастер». В результате была изменена передняя панель авто и скорректирована рама. Российский внедорожник должен был собираться в Германии из отечественных запчастей. Ориентировочная цена транспортного средства – 15 тысяч евро. Однако и в этот раз процесс не удалось запустить.

Будущее АПАЛ-21541

АПАЛ фото

Создатели «Сталкера» планировали найти производственного партнера. Дальше у автомобиля появилась жесткая крыша. Его выпустили на базе полноприводной «Нивы». На «Сталкер» установили бензиновый двигатель с инжектором от ВАЗ-21214 «Нива», объемом 1,7 литра мощностью 82 л.с. При длине в 3.4 м, массе 950 кг с 4 человеками на борту внедорожник мог развивать скорость до 130 км/ч. Разгон до сотни — за 13,6 секунд. У экспериментального кроссовера немало плюсов перед «Нивой» — неубиваемый кузов, стойкий к царапинам и сколам, дизайн, больше подходящий внедорожнику, легкость.

А вот с производственным партнером все не ладилось. К «Сталкеру» проявляли интерес инвесторы из Тольятти, Грозного и даже Германии. С немецкой компанией внедорожник сделали на базе Dacia Duster. Но дальше опытного образца дело тоже не пошло.

В декабре 2020 года получила Одобрение типа транспортного средства АПАЛ-21541 по действующим правилам Таможенного союза (в 2006-м внедорожник уже получал такой сертификат). Данный документ позволяет выпустить 150 автомобилей. С конвейера должна выйти модификация «Сталкера» на шасси полноприводной «Нивы» Lada 4×4, рассчитанный на 4 пассажиров. Длина авто — 3,55 м, ширина — 1,6 м, высота 1,75 м. На автомобиль установят 4-цилиндровый двигатель объемом 1.7 л.

Правда, сроки выпуска пока неизвестны. Надеемся, что «Сталкер» все-таки увидит свет как серийный российский внедорожник и порадует российских автомобилистов.

Фото: с интернет-ресурсов

Новое слово отечественного автопрома: Лада Джип

У большинства людей марка «Лада» ассоциируется с чем-то советским, устаревшим и уж никак не модным или современным. Но в прошедшем году эта компания произвела настоящую революцию, выпустив (пока что только на отечественный рынок) автомобиль Лада-Джип-X-RAY.

лада джип

Почему внедорожник? Этому тоже есть очень простое и логичное объяснение. По проведённым исследованиям наиболее динамично сейчас развиваются именно автомобили типа «внедорожник» и «SUV».

Происхождение названия «Лада-Джип-X-RAY» связано с дизайном автомобиля, а точнее – с сочетанием решётки радиатора, фар и воздухозаборника. Фальшрадиаторная решётка и наклонные фары образуют абсолютно чётко видимый контур латинской «Х» – первой буквы в названии модели.

новая лада джип

Внешний дизайн
Снаружи Лада-Джип имеет плавные и динамичные линии кузова, присущие городским автомобилям. Хорошо выделена большая объёмная эмблема ВАЗ, расположенная на решётке радиатора. В отличие от предыдущих моделей она выполнена крупно и броско, а это значит, что сама своих произведений.

Кроме инновационного дизайна, новая Лада-Джип имеет и несколько деталей, напоминающих о предыдущих моделях: капот в форме раковины, тонкие и длинные поворотники, расположенные над фарами, – эти особенности делают автомобиль похожим на легендарный внедорожник Лада-4х4.

Дизайн салона

Лада-Джип рассчитана на четырёх человек, для которых установлены отдельные сиденья. Отличным дизайнерским ходом является панорамная крыша, которая придаёт салону дополнительное ощущение простора.

Приборная панель выполнена весьма качественно. Здесь можно отметить спидометр, который явно выделен по сравнению с остальными приборами – это намёк на то, что автомобиль является быстрым и динамичным. Некоторые детали, например, скрытая светодиодная подсветка, придают автомобилю несколько футуристический вид.

Присутствуют и спорные моменты, к которым относится английский язык интерфейса. Возможно, это сделано с целью экспорта модели на мировой рынок, а возможно – просто дань моде.

лада джип 2012

Целевая аудитория
По словам руководства , Лада-Джип-2012 предназначена для людей молодого и среднего возраста, которые ведут активный образ жизни и сочетают городские и загородные поездки. Такой широкий спектр применения данного авто обусловлен, с одной стороны, «городскими» формами модели, а, с другой стороны, хорошими внедорожными качествами, которые обеспечиваются высоким клиренсом, маленькими свесами кузова и большим диаметром колёс.

Конечный вид

Несмотря на то, что на презентации Лада-Джип выглядела более чем эффектно, серийные модели будут иметь не столь шикарный вид. Помимо некоторого функционала, будет убран и изгиб в дверном проёме. Производители объясняют это тем, что на каждый изгиб требуется много дополнительных затрат, что сильно сказывается на цене машины.

Поэтому не бегите покупать эту модель, как только увидели её на картинке – вполне возможно, что в серийном варианте она будет выглядеть совсем не так экзотично.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: